Нефть — это надёжно. В мире идет разворот к традиционным энергоносителям
Какие сегодня тенденции рынка энергоносителей и какие пути развития для себя выбирают российские нефтяники, рассказал Александр Фролов, заместитель директора Института национальной энергетики.
Прошлый год для российских нефтяников выдался непростым — новые санкции, внеплановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), продолжающаяся политика сдерживания добычи в рамках ОПЕК+. Дополнительную проверку на прочность устроил Центробанк. Но отрасль не только выстояла, но и улучшила результаты. Доказательством служат свежеопубликованные результаты «Роснефти».
Устойчиво — без сомнений
Слово «выстояла» не в полной мере подходит для российской нефтяной отрасли образца 2024-2025 годов. Какие-то сомнения на счёт её устойчивости могли быть весной 2022 года, когда добыча снизилась, и отрасли приходилось адаптироваться ко всё новым и новым санкциям. Притом санкции того периода были сродни дубине, которая била не по отдельным предприятиям, а по целым секторам и направлениям. Так, была заблокирована часть рынков, запрещены поставки ключевых товаров и услуг для нефтепереработки (включая катализаторы), приняты запреты на морскую транспортировку и т.д.
Но добыча в мае 2022-го начала восстанавливаться, первый шок прошёл. Тогда наиболее пессимистично настроенные аналитики предрекли падение отрасли в декабре 2022 — феврале 2023 годов, когда вступали в силу ограничения на перевозку нефти и нефтепродуктов морем.
Но время шло, отрасль адаптировалась — перестроила логистику, переключилась на альтернативных поставщиков, начала производить часть необходимой продукции самостоятельно. К примеру, «Роснефть» в 2024 году произвела более 2 тыс. т катализаторов гидроочистки дизельного топлива и бензиновых фракций (а также катализаторов защитного слоя). Ещё несколько лет назад зависимость российской нефтепереработки от импорта катализаторов гидроочистки была 100%.
Сегодня устойчивость российской нефтянки не вызывает сомнения, поэтому стоит говорить не о том, что отрасль выстояла, а о том, как она развивается в новых условиях. И пугать российскую нефтянку в мировых СМИ начали осторожнее и не отдельно, а с партнёрами по ОПЕК+. Так, со второй половины 2024 года российским компаниям грозят обвалом нефтяных цен. Правда, почему этот обвал должен пугать ту же «Роснефть» (удельные затраты на добычу углеводородов 2,9 доллара на баррель нефтяного эквивалента) больше, чем компании из США, у которых удельные затраты на порядок больше, не объясняется.
Результаты нефтяной компании как крупнейшей нашей страны являются важным индикатором состояния российской нефтяной отрасли и экономики в целом.
Работа под нагрузкой
Один из основных налогов, наполняющих российский бюджет — это налог на добычу полезных ископаемых на нефть. В прошлом году он обеспечил поступление более 10 трлн рублей (до налоговых вычетов), а суммарные нефтегазовые доходы государства составили, по данным Минфина, свыше 11,13 трлн рублей (с учётом вычетов).
Для понимания масштабов — это 30% всех доходов федерального бюджета. Или, если сравнить с другими отраслями, то НДПИ на нефть приносит как минимум в 20 раз больше дохода государству, чем вся угольная отрасль.
Налоговое давление на нефтяную отрасль составляет порядка 76% (за первые десять месяцев 2024 года), что является, пожалуй, максимальным показателем для российской экономики. Последние пять лет уровень налоговой и тарифной нагрузки на финансовый результат в нефтяном секторе последние пять лет в среднем достигает примерно 80%. Но эти данные приводятся не для того, чтобы вызвать сочувствие к нефтяникам, а для того, чтобы дать контекст для тех результатов, которые они демонстрируют.
Одним НДПИ дело не ограничивается. Есть и иные налоги (например, налог на прибыль), а также платежи смежных компаний.
«Роснефть» в 2024 году уплатила налогов (и иных платежей) в консолидированный бюджет нашей страны более 6,1 трлн рублей. Исторический рекорд для российского рынка. И большой успех для государства. Если добавить к этому показателю платежи партнеров и подрядчиков «Роснефти», то есть тех, чья деятельность зависит от работы компании, то показатель может превысить 7,1 трлн рублей.
Для понимания масштабов: налоговые платежи финансового, горно-метуллургического, энергетического секторов, химической и алмазной промышленности, а также связи и коммуникации — порядка 6,6 трлн рублей.
Единственный сдерживающий фактор
Суммарная добыча нефти в России, по данным вице-премьера Александра Новака, составила в 2024 году 516 млн т. Вклад «Роснефти» в этот показатель — 35,7% (184 млн т). Но суммарный объём добычи углеводородного сырья составил 255,9 млн т нефтяного эквивалента. Столь значительная разница с объясняется просто — «Роснефть» является также крупнейшим в стране независимым производителем газа (добыча в 2024 году — 87,5 млрд куб. м).
По сути, сегодня единственным сдерживающим фактором, который не даёт наращивать добычу чёрного золота, является не санкционное давление, а сделка ОПЕК+. То есть санкции, направленные против нашей добычи и транспортировки углеводородного сырья, меньше сказываются на производственных показателях российских нефтяных компаний, чем соглашение с другими странами-экспортёрами.
Хотя соглашение в целом продолжает оказывать положительное воздействие на рынок, но эффективность этого воздействия явно снизилась с ноября 2023 года, когда череда прогнозов и поддержка крупных зарубежных СМИ закрепила впечатление у рынка, что вскоре возникнет избыток предложения. В итоге мир ждёт этого избытка уже полтора года, а мировая отрасль оказывается недофинансированной.
Интересно, что, если бы не сделка ОПЕК+, «Роснефть», по всей видимости, не стала бы переносить ввод проекта «Восток Ойл» на 2026 год. Это один из крупнейших в мире нефтяных проектов с потенциалом добычи 100 млн т в год (то есть почти 20% от всей российской добычи в 2024 году). Но квоты в рамках ОПЕК+ надо соблюдать: зачем добывать больше, если вы не имеете на это права?
При этом работы по «Восток Ойл» продолжаются. Так, периметр проекта в 2024 году расширился на 8 лицензионных участков (до 60 шт.), ресурсная база (по нефти) увеличилась до 7 млрд т. И «Роснефть» обновила свой рекорд по капитальным затратам, нарастив их в прошлом году на 11,2% (до 1,4 трлн рублей).
Капитальные затраты, собственно, тоже являются вложениями в российскую экономику. Благо западные государства строго запретили большинству своих компаний зарабатывать на российском рынке.
Можно было бы назвать сдерживающим фактором ключевую ставку Центробанка, которая делает вложение денег в промышленное производство менее привлекательным, чем открытие счёта в банке. Но не будем о грустном.
Поставки на внутренний рынок
Но широкому кругу читателей, как правило, интересно знать не сколько денег вложили в разведку и добычу, не сколько в итоге извлекли углеводородов из недр, а сколько переработали и сколько нефтепродуктов было направлено на внутренний рынок.
Тема моторных топлив в 2024 году была одной из наиболее болезненных для российских потребителей. Связано это с тем, что в начале прошлого года часть мощностей российских НПЗ после атак пришлось вывести на внеплановые ремонты. После чего некоторые СМИ начали некритично транслировать оценки иностранных аналитиков, предрекавших снижение переработки в России как минимум на 5%. Наиболее смелые заявляли, что производство нефтепродуктов у нас в стране сократилось на 15%. Это повышало тревожность не только у простых потребителей, но и у игроков на рынке. Тревожность последних приводила к немотивированному росту котировок — спроса нет, предложения хватает, но всем очень страшно, а потому надо делать дополнительные запасы, хотя не сезон и реального повода нет.
Зато, как только котировки увеличивались, взор участников биржевой торговли обращался к нефтяникам — увеличьте предложение. А нефтяники и без того перевыполняли требования государства по поставкам на биржу. Так, «Роснефть» реализовала на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 10,1 млн т бензина и дизельного топлива — в два раза выше норматива.
В целом, компания переработала 82,6 млн т нефти. А на внутренний рынок было направлено 43,6 млн т нефтепродуктов, из них бензинов 13,1 млн т (более 30% совокупного спроса), а дизельного топлива 18,1 млн т (порядка 40-45% совокупного спроса).
В результате деятельности «Роснефть» получила рекордную выручку в своей истории — 10,1 трлн рублей (на 2,7% больше прошлогоднего показателя). Показатель EBITDA также рекордный — 3 трлн рублей. Чистая прибыль — чуть более 1 трлн рублей, второй результат в истории компании, что объясняется в первую очередь ростом налогов.
Свободный денежный поток у компании положительный на протяжении последних 18 кварталов.
Интересно, что количество акционеров нефтяной компании активно растет: только за 2024 год — на треть, до 1,5 млн человек. Это отражает и общее отношение наших соотечественников к углеводородному сырью: нефть — это надёжно, и разворот в сторону углеводородного сырья в мировом информационном пространстве. Некоторые крупные компании начали стыдливо отворачиваться от «зелёной» повестки в сторону нефти и газа. А углеводородные оптимисты, к которым традиционно относится «Роснефть», просто продолжают работать.
По материалам: aif.ru