Новые водные: в РФ предложили создать исследовательский ледокольный флот
О чем еще говорили на заседании научно-экспертного совета Морской коллегии России
0
EN
Следите за нашими новостями в удобном формате
Есть новость? Присылайте!
РФ многие годы остается лидером в изучении Арктического региона благодаря наличию созданного для этих целей флота, однако недостаточное внимание и недофинансирование привели к формированию ряда проблем в этой сфере. Об этом на заседании научно-экспертного совета Морской коллегии России сказал глава координационного органа Николай Патрушев. По словам зампредседателя, руководителя научно-экспертного совета коллегии Михаила Ковальчука, нужно разработать комплексную программу по освоению Арктики, создать межведомственный консорциум, который будет ее реализовывать, объединить все имеющиеся у различных госструктур суда в единый научный флот, а также построить новые научно-исследовательские ледоколы.
Флот для изучения Арктики
В Москве 24 марта состоялось заседание научно-экспертного совета Морской коллегии России. Оно было посвященное развитию научного флота страны и исследованиям Арктики. В ходе выступления глава координационного органа Николай Патрушев сообщил, что президент Национального исследовательского центра (НИЦ) «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук указом президента РФ назначен заместителем председателя коллегии.
Россия много лет остается лидером в арктических научных исследованиях, сказал Николай Патрушев. Страна решает задачи по обеспечению национального присутствия и защите своих интересов в Арктике. Отечественный научно-исследовательский флот всегда считался ведущим в изучении Мирового океана. Однако недостаточное внимание и недофинансирование привели к формированию ряда проблем, добавил он.
— За последние 30 лет флот устарел и сократился до критического минимума. Средний возраст научных судов составляет около 34 лет. Суда изношены более чем на 80%. Их эксплуатация обходится значительно дороже современных иностранных аналогов. Такое несоответствие состава и состояния российского научно-исследовательского флота современным требованиям и масштабам задач, стоящих перед нашей страной в сфере морских научных исследований, грозит потерей лидерства нашей страны в сфере арктических исследований. Установленные антироссийские санкции усугубляют накопившиеся проблемы, — сказал Николай Патрушев.
По его словам, необходимо наращивать исследования, углублять знания о регионе и развивать научно-исследовательский флот. В ноябре 2024 года состоялся совет Морской коллегии по вопросам защиты национальных интересов РФ в регионе. По его итогам федеральным органам исполнительной власти были даны поручения по повышению общей координации арктических научных работ, формированию комплексной программы научно-технологического развития Арктики и увеличению научно-образовательного потенциала. Соответствующая работа уже ведется, добавил председатель Морской коллегии.
— Считаю необходимым выработать дополнительные меры для создания благоприятных условий для проведения морских научных исследований, повышению конкурентоспособности арктической науки, организации строительства научно-исследовательского флота, в том числе судов двойного назначения, — сказал Николай Патрушев.
Новые научно-исследовательские ледоколы
По словам главы научно-экспертного совета коллегии, заместителя председателя Морской коллегии РФ Михаила Ковальчука, Россия — крупнейшая в мире арктическая держава как по территории в арктическом секторе, так и по населению в этой зоне, которое превышает 2 млн человек. Там сосредоточены огромные запасы самых различных ресурсов. Однако Арктика имеет очень хрупкую экологию, а поэтому ее освоение должно быть деликатным и проводиться на глубокой научной основе.
Эта работа должна носить комплексный характер, который должен обеспечить одновременное движение по всем направлениям. В том числе в сфере энергетики, материалов арктического класса, транспорта, связи и нового специального судостроения. Основа этих исследований — это научный флот. У России было порядка 300 судов, распределенных по всем ведомствам. Но сегодня кораблей большого водоизмещения осталось совсем немного. А крупных, таких как «Академик Мстислав Келдыш», «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов», всего несколько, сказал Михаил Ковальчук.
— Для решения этой проблемы нужно двигаться тремя путями. Надо очень быстро разработать и утвердить программу научных исследований в Арктике, потому что сегодня она носит фрагментарный характер и не является целостной. Также нужно распоряжением правительства создать межведомственный консорциум. В него войдут все организации, которые будут реализовывать эту программу. И наконец следует найти варианты интеграции исследовательского флота и вовлечь в это возможные суда, находящиеся под крышей разных ведомств, в реализацию этой программы, — добавил Михаил Ковальчук.
Необходимо восстановление и ремонт флота, а также создание новых кораблей. Сегодня в стране потоком идет постройка ледоколов серии 22220. Продолжая эту линию, нужно создать многопрофильное атомное научно-исследовательское судно ледового класса. Фактически это будет ледокол, дооборудованный под научные цели. При успешной эксплуатации можно создать несколько таких кораблей, и это резко усилит присутствие РФ в Мировом океане, предложил Михаил Ковальчук.