Обещали вернуть: россияне получат рекордный кешбэк за шесть месяцев 2025-го
Клиенты стали активнее отслеживать программы лояльности — начнут ли банки ухудшать условия
EN
Россияне получат рекордный размер кешбэка за первую половину 2025 года. По прогнозу ВТБ, банки перечислят гражданам 220 млрд рублей. Для сравнения, за весь прошлый год крупнейшие кредитные организации выплатили 300 млрд. Участники рынка подтвердили, что сумма кешбэка в этом году будет максимальной. Это связано с тем, что россияне начали более внимательно отслеживать программы лояльности, люди пытаются максимально на них заработать в условиях роста инфляции. Кешбэк сейчас ценится выше, чем надежность банка. Будут ли игроки ухудшать условия программ лояльности на фоне снижения прибыли и доходов от комиссий — в материале «Известий».
Сколько кешбэка получат россияне в 2025 году
За первые шесть месяцев 2025 года россияне получат порядка 220 млрд рублей кешбэка. Об этом говорится в исследовании ВТБ, оно есть в распоряжении «Известий». Там проанализировали программы лояльности по всему рынку, бонусы и мили приравняли к рублям.
При этом за прошлый год крупнейшие банки перечислили россиянам лишь порядка 300 млрд рублей, а в 2023-м — около 200 млрд рублей. По итогам года этого года сумма может составить 450–500 млрд, оценили в ВТБ.
В крупнейших банках подтвердили рост. В «Новикоме» выплаты в виде кешбэка клиентам за пять месяцев этого года составили 273 млн рублей, это в 2,3 раза выше, чем за аналогичный период предыдущего.
В Совкомбанке отметили рост суммы кешбэка на 70%. За четыре месяца 2025-го там перечислили 1,9 млрд баллов кешбэка, которые можно обменять на рубли по курсу один к одному. Там ожидают максимальные выплаты в этом году.
Рекордную сумму прогнозируют и в банке «Дом.рф». За первые пять месяцев 2025 года объем кешбэка, выплаченного клиентам, оказался на 35% больше, чем за аналогичный период предыдущего, сообщила директор розничных продуктов финансовой организации Дарья Морозова.
Россияне начали более внимательно отслеживать программы лояльности. Они выбирают тот банк, который позволяет получать ощутимую выгоду в повседневных расходах, отметил начальник управления «Программы лояльности» ВТБ Роман Синенко.
Каждый третий клиент при выборе банковской карты обращает внимание на кешбэк, видно из исследования аналитической компании Frank RG. Размер бонусов как приоритет отметили чаще, чем удобство приложения и надежность банка.
Основные причины увеличения кешбэка — инфляция, рост безналичных платежей и конкуренция между банками, рассказал «Известиям» МВА-профессор бизнес-практики по цифровым финансам Президентской академии Алексей Войлуков. По его словам, игроки активно используют выплаты, несмотря на снижение доходности операций и рост затрат на инфраструктуру, а также необходимость выполнения регуляторных требований, таких как внедрение цифрового рубля и развитие новых платежных сервисов.
Увеличение объема начисленного кешбэка вызвано также ростом потребительских расходов населения, считает независимый эксперт Андрей Бархота.
Цены товаров по некоторым популярным у россиян категориям (супермаркеты, кафе, заправки) подросли за год на 20%. Это вызвало рост кешбэк-отчислений в рублях, пояснил Андрей Бархота. По его мнению, выплаты россиянам за весь 2025 год могут достичь 450–520 млрд рублей.
Будут ли банки ухудшать программы лояльности
Сегодня банки стараются не снижать норму кешбэка, но ограничивать потолок суммы начисленных бонусов, обратил внимание Андрей Бархота. Тормозом для роста таких выплат он назвал технологичные способы оплаты — по QR-коду или по лицу.
— В случае подобных платежей начисление кешбэка отнюдь не гарантировано. Несмотря на небольшой средний чек по таким операциям, они носят регулярный и рутинный характер и способны снизить потенциальный размер выплат на 5–15%, — спрогнозировал Андрей Бархота.
Кроме того, у части банков снижается прибыль, особенно у тех, кто зависит от комиссионного дохода или сталкивается с ростом операционных издержек, добавил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По его мнению, радикального ухудшения условий программ лояльности ожидать не стоит, однако некоторые участники рынка уже начинают снижать лимиты по выплатам кешбэка до 3–5 тыс. рублей в месяц, исключать дорогие категории, а также вводить платные подписки за повышенный кешбэк, добавил аналитик.
В будущем банки откажутся от агрессивного демпинга в вопросе кешбэка в попытке переманивать клиентов друг у друга, так как это приводит к росту затрат на каждого клиента. Скорее они перейдут к более точным и гибким программам лояльности без ухудшения условий, прогнозирует Алексей Войлуков. Такой подход позволит банкам сохранять доходность операций (чтобы хватало на выплату кешбэка) и одновременно удерживать клиентов в своей экосистеме.