Армия

Перспективный планер: как идет создание истребителей будущего

И какие в мире есть проекты самолета шестого поколения

Перспективный планер: как идет создание истребителей будущего

EN

Перспективный планер: как идет создание истребителей будущего

Франция и Германия договорились устранить разногласия по совместному проекту боевой авиационной системы будущего — FCAS. В рамках него планируется создание системы дронов и истребителя шестого поколения. Но, кроме FCAS, в Европе есть и ее конкуренты. Как обстоят дела с реализацией европейских проектов истребителей будущего и какой из них имеет больше шансов на успех — в материале «Известий».

Каким должен быть истребитель шестого поколения

Канцлер Германии Фридрих Мерц и президент Франции Эммануэль Макрон договорились об устранении разногласий (речь идет о долях финансирования) по совместному проекту боевой авиационной системы будущего — FCAS (Future Combat Air System). В рамках этой программы планируется создание связки истребителя шестого поколения NGF (Next Generation Fighter), ведомых им дронов RC (Remote Carriers) и информационно-управляющей облачной программной системы CC (Combat Cloud). В амбициозном проекте FCAS участвуют такие компании, как Dassault Aviation (Франция), Airbus (Германия) и Indra (Испания). Утилитарно в планах программы — подготовка замены французским истребителям Rafale, а также германским и испанским Eurofighter со скачком через пятое и переходом сразу к шестому поколению истребителей.

Перспективный планер: как идет создание истребителей будущего

Истребитель Eurofighter

Какие возможности должен иметь истребитель шестого поколения? Конечно, они будут меняться в процессе появления реальных образцов техники, но общий облик будущего можно сложить. Во-первых, истребитель нового поколения должен стать еще более незаметным. Причем речь идет о незаметности самолетов во всех диапазонах — в радиолокационном, инфракрасном и в видимом спектре. Внимание будет уделено и акустическому облику самолета, и внешнему виду.

Во-вторых, новое поколение должно обладать «умной» обшивкой планера: за счет датчиков и радаров самолет должен получить всеракурсный обзор окружающего пространства.

В-третьих, двигатель и планер самолета должны обеспечить максимум эффективности на всех скоростных режимах — от минимальных посадочных скоростей до максимальных скоростей. Причем тут не исключена опция — возможная максимальная скорость полета у некоторых машин может оказаться гиперзвуковой, то есть на уровне пяти скоростей звука (5М).

В-четвертых, самолеты шестого поколения должны иметь возможность беспилотной эксплуатации. Здесь есть тонкости толкования — вполне вероятно, что первые машины будут иметь беспилотные модификации, и на этом всё.

Перспективный планер: как идет создание истребителей будущего

В-пятых, истребители должны быть интегрированы в будущие информационные системы управления боевыми действиями. Речь тут не просто о подключении к таким системам, а о работе с непрерывным обменом информацией, с передачей и получением целеуказания и, возможно, даже с командами на применение оружия.

Наконец, в-шестых, на новых истребителях могут появиться системы вооружений, основанные на новых физических принципах — например, лазерные. Это также может быть и гиперзвук.

Какие есть проекты истребителя шестого поколения

Вообще, причастность самолета к тому или иному поколению не всегда строгая, и вполне возможно, что достаточно будет выполнения лишь некоторых критериев. Ближайшие кандидаты на включение в новое поколение выводят вперед китайских товарищей: сразу две машины СМИ относят к новому поколению — Chengdu J-36 и Shenyang J-50. Вполне вероятно при этом, что даже не все требования к самолетам пятого поколения китайские машины полностью выполняют.

Перспективный планер: как идет создание истребителей будущего

Трамп объявил о высокотехнологичном истребителе шестого поколения F-47

США тут представляют новейший истребитель F-47, который мы пока полностью не видели ни разу. Россию, с большой вероятностью, представит перспективный комплекс дальнего перехвата МиГ-41/ПАК ДП. И, наконец, два европейских проекта: NGF (Франция, Германия, Испания, разработка ведется в рамках проекта FCAS) и второй европейский проект — Tempest. Это совместная с Японией и Италией британская программа GCAP (Global Combat Air Program). К ней может присоединиться и Индия, которая также заинтересована в развитии и пятого, и шестого поколений.

В рамках программы пока ведется сбор требований и обсуждение макетов будущего сверхзвукового истребителя. Понятно, что самолет будет условной «невидимкой» и будет нести вооружение только во внутренних отсеках. Первый самолет-демонстратор по программе Tempest должен совершить полет в 2027 году, и для него уже начато производство некоторых компонентов конструкции. Но серийные машины увидят свет только ближе к 2035 году. А пока консорциум бодро ведет вербовку новых членов. Предложение сделано Индии. На очереди — Австралия и Канада. Возможны и другие участники проекта.

Похожая ситуация с первым проектом. NGF во французском варианте должен иметь палубную модификацию, так как Франция располагает авианосцем. Другим странам-участницам достаточно обычных самолетов, но в комплексе с будущими дронами-ведомыми, которые могут стать универсальными пусковыми платформами ударных и истребительных ракетных комплексов.

Перспективный планер: как идет создание истребителей будущего

Европейцы уже столкнулись со сложностями, поскольку стало очевидно, что стоимость разработки современного перспективного самолета заметно выше, чем стоимость создания самолетов в 1990–2000-е годы. Высокие технологии не дешевы, и предполагается, что истребитель шестого поколения, да еще и в сопровождении стаи дронов, выйдет в миллиарды евро. Но ВПК не отказывается от больших бюджетов, и проекты рисуются очень перспективными и обещающими многие тысячи новых рабочих мест.

А перед европейскими политиками при всём при этом встает вопрос о том, как перераспределить бремя миллиардных расходов между собой. То есть отказываться от проектов никто не хочет, но попытаться переложить расходы — в самый раз. Этим и занимаются канцлеры и премьеры с президентами.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»