По России с любовью. Специалисты проанализировали туристический налог
После того, как Россия оказалась под международными санкциями, взоры отечественных любителей путешествий наконец-то обратились внутрь страны.
Путешествуя дома
Многие туристы вспомнили, что и без наличия загранпаспорта можно много куда съездить: Дальний Восток, Байкал, Алтай, Кавказ, Москва, Санкт-Петербург, Русский Север…
На государственном уровне этот патриотический порыв не остался незамеченным. В стране реализуется национальный проект «Туризм и гостеприимство», в этом году из средств федерального бюджета планируется льготное кредитование инвестиционных проектов по созданию туристической инфраструктуры и развитию горнолыжных курортов.
Одной из мер по поддержанию туризма стало введение с этого года туристического налога. Плюсы и минусы новшества рассмотрели сотрудники Президентской академии Евгений Тимушев и Вита Яговкина в работе «Туристический налог может привести к росту административной нагрузки на бизнес».
Налог вместо сбора
К туристическому налогу в России пришли не сразу. До этого с 2018 г. в Алтайском, Ставропольском, Краснодарском краях и в Крыму в качестве эксперимента вводили курортный сбор. Его оплачивали туристы в размере до 100 рублей в сутки. Не так много, но некоторых гостей это напрягало. Крым, например, решил с них эти деньги не собирать. Даже несмотря на то, что все средства шли в местный бюджет.
Судя по всему, результат никого не устроил. С начала 2025 г. ввели туристический налог. В отличие от сбора, налог платят представители бизнеса — гостиницы, отели, хостелы, а вот на арендованную туристом квартиру нововведение не распространяется. Предельная ставка налога на 2025 г. — до 1 % от стоимости проживания, но не менее 100 рублей в сутки с человека.
Есть, правда, пара хитростей. Тот факт, что турналог берут с отельеров, не должен вводить в заблуждение туристов. Платят его всё равно они, просто деньги «зашиты» в счёт за гостиничный номер. И вторая: к 2029 г. размер налога плавно возрастёт до 5 %. Однако вопрос о том, взимать этот налог или нет, каждый регион или город решает самостоятельно.
Пироги и пышки…
По состоянию на начало мая 2025 г. туристический налог введен примерно в половине наиболее крупных и значимых с точки зрения развития туризма муниципальных образованиях — в 104 из 205 крупнейших городов России. Из числа курортов федерального значения туристический налог введен лишь в половине из них. В Москве, кстати, нет туристического налога.
Для прогнозирования объемов поступления туристического налога авторами работы были использованы данные о курортном сборе, полученные в 2018–2023 гг. бюджетами Краснодарского, Ставропольского и Алтайского краёв.
Согласно расчётам, средний прирост доходов должен составить от 0,3 до 1,3 % всех поступлений местных бюджетов. Не так уж много, но и этими суммами вряд ли стоит пренебрегать. Например, в Санкт-Петербурге, где по процентам туристический налог, скорее всего, даст минимальный прирост, в абсолютных цифрах он может составить до 3 млрд рублей.
«Главными выгодоприобретателями от введения туристического налога, — сказано в исследовании, — можно считать муниципальные образования, которые имеют высокий туристический потенциал, например богатое культурное наследие, а также обладают малой численностью населения. В качестве примера можно привести такие известные туристические центры, как Суздаль, Светлогорск, Зеленоградск, Железноводск, которые уже довольно известны в кругу туристов. Например, Листвянка, Шерегеш и др».
На текущий год авторы исследования прогнозируют внутренний турпоток в более чем 97 млн человек. В таком случае при средней продолжительности туристической поездки в 3 дня новый налог может принести региональным бюджетам примерно 29 млрд рублей. Это составляет что-то около 1 % от налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Правда, цифры окажутся верными при условии, что все туристы будут жить в зарегистрированных гостиницах, а не у родственниках или в палатке в ближайшем лесу.
…Синяки и шишки
Прогнозируют авторы и ряд негативных последствий. Основным из них является повышение налоговой нагрузки и административного давления на отрасль. Возможны также случаи недобросовестной конкуренции со стороны рынка аренды жилья.
Нельзя забывать, что в ряде муниципалитетов существует довольно многочисленный «серый» сектор размещения туристов в гостевых домах и частном секторе. Например, это характерно для отдельных прибрежных населенных пунктов Краснодарского края. В таких «узких местах» поступления в местные бюджеты от туристического налога могут оказаться ниже расчётных.
Наконец, существуют и имиджевые потери для туристической отрасли тех регионов, в которых собирать туристический налог разрешили. А вдруг, узнав о нём, часть туристов предпочтёт те курорты и города, где такой налог не взимается?
«Таким образом, — в заключение отмечают авторы исследования, — введение туристического налога может иметь как позитивные, так и негативные последствия. При этом необходимо учитывать, что туризм не только создаёт рабочие места и доходы в местной экономике, оказывает мультиплицирующее воздействие на развитие иных видов деятельности. Он влечет и неэкономические эффекты — удовлетворение потребностей людей в отдыхе, расширение познаний о своей малой родине, культуре и традициях иных регионов, поддержание чувства патриотизма».
По материалам: aif.ru