Поэтапный рост: как индексация утильсбора скажется на ценах на автомобили
Утилизационный сбор повысят с 1 октября
Правительство утвердило долгосрочую шкалу индексации утилизационного сбора до 2030 года для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов некоторых видов дорожно-строительной техники. Постановление вступит в силу 1 октября 2024 года. Некоторые эксперты опасаются, что это приведет к подорожанию автомобилей. Подробности — в материале «Известий».
Постановление правительства о поэтапном повышении утилизационного сбора опубликовано на портале pravo.gov.ru. На первом этапе ставка сбора вырастет в среднем на 70–85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10–20% с 1 января каждого последующего года.
Сбор на дорожно-строительную технику проиндексируют с 1 января 2025 года с увеличением ставки на 15% ежегодно. На некоторые виды спецтехники, производство которых в Российской Федерации пока находится на этапе освоения, предусмотрена отложенная индексация, которая вступит в силу не ранее 2026 и 2028 годов. Речь идет об экскаваторах и экскаваторах-погрузчиках.
Кого не коснется повышение
Для расчета суммы утилизационного сбора на транспортные средства, ввезенные в Россию до 1 октября 2024 года, будут действовать предыдущие коэффициенты, подчеркивают в Минпромторге. Однако это правило будет действовать только в отношении ТС, документы на которые будут поданы не позднее 15 октября 2024 года.
В пресс-службе Минпромторга подчеркивают, что в части импорта автомобильной техники изменения не затрагивают льготные коэффициенты, действующие для физических лиц, самостоятельно ввозящих в Россию автомобили с объемом двигателя до 3 л для личного пользования.
Ставки подвергли коррекции
14 августа проект постановления правительства об индексации утилизационного сбора обсуждали в Общественной палате. Представители российских автозаводов, общественные деятели и эксперты сошлись во мнении, что одновременно с повышением размеров утильсбора необходимо установить четкие параметры, которых должен достигнуть отечественный автопром. Кроме того, было предложено также ввести целевое использование средств, поступающих в бюджет в виде платежей от утилизационного сбора. Участники обсуждений заявили о необходимости регулярного пересмотра параметров утилизационного сбора с учетом экономических условий и реальных затрат на государственную поддержку отрасли.
По итогам процедуры общественного обсуждения проекта постановления были скорректированы коэффициенты для расчета сумм утильсбора в отношении седельных тягачей, используемых для осуществления международных перевозок. Кроме того, принято решение о введении долгосрочной шкалы индексации утильсбора в отношении тех видов техники, которые серийно производятся на территории России в достаточном для обеспечения запросов внутреннего рынка объеме.
Как изменится утильсбор?
Как ранее сообщали «Известия», размер базовой ставки утилизационного сбора остается прежним — 20 тыс. рублей. Зато многократно увеличиваются коэффициенты, которые влияют на итоговую сумму платежа. Выборочная проверка показала, что на легковые автомобили ставки утильсбора остались такими же, как и предлагалось в изначальном проекте документа.
К примеру, сейчас на новые (до трех лет) модели автомобилей с ДВС объемом до 1 л коэффициент составляет 4,06, а для машин старше трех лет — 10,36. С учетом базовой ставки в 20 тыс. рублей размер утиля для них достигает 81,2 тыс. и 207,2 тыс. рублей соответственно. С 1 октября коэффициенты для таких машин увеличиваются до 7,5 и 19,17 соответственно. В денежном эквиваленте это 150,2 тыс. и 383,4 тыс. рублей. С 1 января 2025 года утильсбор для таких машин составит уже 180,2 тыс. и 460 тыс. рублей соответственно, а к 2030 году вырастет до 316,8 тыс. и 808,2 тыс. рублей.
Заметнее всего вырастут ставки на автомобили с моторами большого объема. Так, если в настоящее время на модели с двигателями 3 и 3,5 л этот налог составляет 970 тыс. рублей и 1,485 млн рублей, то уже с октября за такие машины придется заплатить 1,794 млн и 2,747 млн рублей. В 2025 году ставка вырастет до 2,153 млн и 3,297 млн рублей, а в 2030 году — до 3,783 млн и 5,792 млн рублей.
Весомый стимул
Российские автопроизводители положительно оценивают индексацию утильсбора. В частности, АвтоВАЗ поблагодарил правительство РФ и профильное министерство за принятие решения по увеличению утилизационного сбора и создание дорожной карты его поэтапной индексации в последующие годы. В пресс-службе российского автогиганта отметили, что первый шаг по индексации утильсбора осенью прошлого года позволил АвтоВАЗу выполнить амбициозный производственный план и выпустить рекордное количество автомобилей Lada.
Кроме того, в АвтоВАЗе считают, что поэтапное повышение утиля станет весомым стимулом для иностранных брендов инвестировать в производственные проекты на территории нашей страны, локализовывать своих поставщиков и создавать партнерские проекты с российскими автопроизводителями.
— Эти шаги позитивно скажутся на развитии отечественного автопрома и смежных отраслей промышленности, а также на предсказуемости и стабильности ценового позиционирования автомобилей российского производства. Это путь долгосрочного и технологически независимого развития, — заявили в пресс-службе АвтоВАЗа.
В компании Evolute (выпускает в Липецкой области гибриды и электромобили) считают, что данная мера будет способствовать появлению в России наукоемких предприятий, созданию новых рабочих мест и развитию экономики в целом.
Важно, чтобы такие меры не создавали чрезмерной финансовой нагрузки на отечественных производителей, а, как следствие, на потребителей, подчеркнули в компании.
— Данное постановление поможет защитить локальных отечественных производителей в области автомобилестроения. Благодаря подобным мерам отечественные производители смогут и дальше углублять локализацию производимых ими автомобилей, привлекать больший пул российских поставщиков компонентов и укреплять свою независимость от внешних факторов, — отмечает пресс-служба Московского автомобильного завода «Москвич».
— Это своевременное для российского авторынка решение, которое важно для всех и для нас, как для производителя автомобилей, особенно, считает генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.
По его словам, такой подход положительно скажется на формировании наших инвестиционных планов и повысит прогнозируемость рыночных условий. Это важно и для технологического партнерства, отметил Ольховский.
Автомобили могут подорожать
Принятое решение об индексации размера утилизационного сбора неизбежно приведет к росту цен на автомобили, считают эксперты.
— Избежать из-за индексации утильсбора повышения цен на машины не получится. Рост ставок этого сбора обрушит рынок автомобилей, — считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Рост цен на автомобили не будет одномоментным, прогнозирует главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его мнению, в значительной степени это будет зависеть от наличия машин на складах того или иного импортера и дилеров.
— У кого есть запасы, постараются оттянуть этот момент. У кого их мало, будут вынуждены повышать цены на новые партии автомобилей. Основное повышение произойдет, скорее всего, в ноябре-декабре. А затем последует еще одна волна роста цен, уже в связи с январской индексацией утильсбора, — поделился он своим прогнозом с «Известиями».
Повышение утилизационного сбора станет причиной дополнительного разгона инфляции, полагает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
— На фоне сегодняшнего повышения ключевой ставки Центробанком решение об индексации утильсбора идет вразрез с планами по снижению инфляции. Очевидно, что эта индексация приведет к повышению цен на машины — как легковые, так и грузовые. По цепочке в дельнейшей перспективе это потянет за собой рост цен на такси, подорожание любых товаров, которые перевозятся автомобильным транспортом, поскольку перевозчики будут вынуждены поднять расценки на транспортировку грузов из-за выросших расходов на приобретение транспорта, — заявил он «Известиям».
Не все эксперты говорят о серьезном повышении цен. Даже с учетом принятых изменений российским автомобилистам не стоит опасаться, что индексация утильсбора спровоцирует значительные скачки цен на автомобили, особенно собираемые в России, считает Андрей Ольховский. Кроме того, он напомнил, что коэффициенты на авто объемом двигателя до 3 л, ввозимые физическими лицами для личного пользования, повышаться не будут.
В пресс-службе завода «Москвич» отметили, что в ближайшей перспективе не ожидают роста цен на автомобили.
Покупателей поддержат
В Минпромторге отметили, что продолжат следить за соблюдением ответственной ценовой политики со стороны отечественных производителей и предоставлять предприятиям комплекс мер господдержки, за счет которого индексация не скажется на стоимости автомобильной и специализированной техники отечественного производства. Так, 13 сентября было принято решение о дофинансировании программ льготного автокредитования и льготного лизинга на 2024 год.