Образование

Профессиональный отбор. Как найти и обучить специалиста будущего

В поиске специалистов рабочих профессий, инженеров, экономистов компания ведёт таланты буквально с детского сада.

О дефиците инженерно-технических кадров в промышленности сказано так много, что кажется, так было всегда. Конечно же, не всегда. Дефицит начал формироваться в 1990-х годах по целому комплексу причин. Чтобы вернуться в точку стабильности потребуется еще не мало времени. Процесс возврата медленно, но идёт. Одним из ключевых механизмов является профориентация — путь долгий и трудоемкий, требующий от идущих по нему терпения и полного вовлечения. Предприятиям, которые сейчас придают этому направлению новый импульс или только начинают такие проекты, логично опираться на опыт крупнейших промышленных холдингов страны или крупных госкомпаний. Таких как Магнитогорский металлургический комбинат, АВТОВАЗ, Росатом и другие. Их компетенции подтверждены временем и успехами на масштабных профориентационных конкурсах.

Их выбирают, они выбирают

Своим корнями профессиональная ориентация уходит в конец XIX – начало XX веков, когда промышленная революция начала приобретать всеобъемлющий характер. В первых научных трудах она трактовалась как профессиональный отбор людей для наиболее эффективной работы в той или иной области или как помощь людям в выборе профессии и места работы, подходящих им по возможностям, социальным потребностям и моральным ценностям. В России система начала складываться на рубеже 1930-х годов, а в начале 1970-х получила импульс через внедрение в систему общего образования. В наши дни классическая профориентация охватывает период от дошкольного образования до окончания колледжа или вуза. Такой подход является единственно верным в текущих условиях на рынке труда. А комплексным для бизнеса он становится, когда компания или предприятие участвует в модернизации образовательной инфраструктуры и разработке практико-ориентированных программ, создает учебно-производственные кластеры и кружки, внедряет цифровые обучающие технологии, готовит мастеров производственного обучения, развивает промышленный туризм, проводит собственные профсоревнования, обеспечивает участие подшефных школьников или студентов в конкурсах регионального и федерального значения.

Именно так выстроена система профориентации и популяризации промышленных профессий на легендарном Магнитогорском металлургическом комбинате. Её главное преимущество — широкий охват участников, учебных заведений и специальностей. Главная особенность — длительная и максимальная вовлеченность предприятия в реализацию всех вышеперечисленных механизмов и инструментов профориентации. Это рецепт достижение нужного результата. Сначала в школьных тетрадях и кружках, потом на конкурсах и экзаменах, а затем и в работе. 

От детсада до выпускного

Такой путь прошли многие участники главного события в мире профориентации — всероссийского технологического конкурса «Инженерные кадры России» (ИКаР), состоявшегося в Челябинске в конце апреля. В этом году финал конкурса объединил более 650 ребят в составе 181 команды из 47 регионов России, а также из Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Среди них — подопечные ММК, с ним наставники и тренеры, рядом HR-специалисты комбината. «Такие конкурсы, как ИКаР. полезны и необходимы, они важная часть процесса раннего выбора профессии. Это практика, опыт командной работы и коммуникации, навыки презентации себя и поиска неисправностей, проверка на стрессоустойчивость и вкус успеха. Для нас же это и радость за своих, и ежедневная нелегкая работа для многих специалистов ММК, в том числе факультативная», — говорит директор по персоналу ПАО «ММК» Олег Парфилов, отходя от стенда с группой школьников в касках ММК.

Ответственный за кадры в одной из крупнейших в мире сталелитейных компаний, он говорит увлеченно. В поиске специалистов рабочих профессий, инженеров, экономистов компания ведёт таланты буквально с детского сада. Годы шефства вмещают в себя школьные олимпиады, чемпионаты рабочих профессий, практики на предприятии, индивидуальные стипендии в рамках благотворительной программы председателя совета директоров ММК Виктора Рашникова, материально-техническое оснащение магнитогорских колледжей и кружков, ещё многое и многое другое.

Они обязательно вернутся

Спустя сутки у того же стенда празднует бронзу команда созданного при участии ММК образовательного центра «IT-куб». В тройку ребята вошли с проектом конструктора дронов в категории «Взаимодействие с предприятием». А победили здесь молодые инженеры из команды «Седьмое небо» (Магнитогорский городской многопрофильный колледж). Помогали им юноши из запущенного ММК проекта «Реактивная лаборатория». Отметились подопечные комбината и в номинации «ИКаР-ДЕБЮТ» — школьный робототехнический клуб «Атлант» завоевал серебро за оформление проекта.

В ММК верят и даже уверены, что нынешние призеры — детсадовцы, школьники, студенты — по традиции этого большого и важного конкурса вернутся сюда уже в качестве наставников или судей, взяв отгул или оформив командировку в отделе кадров ММК.

С 2019 года технологический конкурс «ИКаР», ориентированный на раннюю профориентацию детей, входит в федеральный рекомендательный перечень олимпиад и конкурсов Минпросвещения РФ. Благодаря этому призовое место в финале приносит участникам дополнительные баллы к ЕГЭ в ряде вузов России.

По материалам: aif.ru

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»