Авто

Рынок утилем красен: сенаторы выступили в защиту отечественных автопроизводителей

Правительству предложили ввести ежегодную индексацию утильсбора на автомобили

Рынок утилем красен: сенаторы выступили в защиту отечественных автопроизводителей

Комитет Совета Федерации по экономической политике предложил правительству ежегодно индексировать размер утилизационного сбора. Это позволит защитить отечественных автопроизводителей от экспансии китайских моделей, считают авторы инициативы. Подобные меры могут негативно сказаться на едва восстановившемся автомобильном рынке и создать серьезные проблемы для недавно запущенных проектов производства машин в России, полагают эксперты. Подробности — в материале «Известий».

До миллиона рублей

Сенаторы считают нужным ежегодно индексировать размер утильсбора в течение ближайших пяти лет. С такой инициативой выступил глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, направив соответствующее письмо первому вице-премьеру РФ Денису Мантурову. В нем сенатор предлагает «рассмотреть вопрос о пошаговом ежегодном повышении утилизационного сбора для автомобилей».

Рынок утилем красен: сенаторы выступили в защиту отечественных автопроизводителей

Как следует из документа, на легковые модели с мотором объемом от 1 до 2 л в этом году размер сбора намечено поднять с 300 тыс. до 550 тыс. рублей. В 2025 году его предлагается повысить еще на 110 тыс. рублей (до 660 тыс. рублей). В 2026 году утильсбор для таких транспортных средств может составить 800 тыс. рублей, к 2027 году сенатор предлагает поднять его еще на 80 тыс. рублей. В 2028 году размер утилизационного сбора, согласно предложению Андрея Кутепова, может составить 960 тыс. рублей, а в 2029-м — вырасти до 1 млн рублей.

По словам сенатора, иностранные автопроизводители реализуют в нашей стране «программу массовой ценовой экспансии», которая позволяет им предоставлять на российском рынке значительные скидки на свои автомобили.

Рынок утилем красен: сенаторы выступили в защиту отечественных автопроизводителей

— Например, в январе текущего года скидки на некоторые импортные легковые автомобили доходили почти до 1 млн рублей. Политика такой ценовой экспансии уже дает свои результаты для иностранных автопроизводителей. Начиная с середины 2023 года импортные бренды совокупно занимают больше половины рынка легковых автомобилей в России, — приводит слова Андрея Кутепова ТАСС.

Слова сенатора подтверждаются статистикой. По данным аналитического агентства «Автостат», доля новых китайских моделей на российском рынке по итогам прошлого года составила 51%.

Бюджету «светит» триллион

Индексация утилизационного сбора позволит обеспечить стабильный рост загрузки производственных мощностей российских предприятий, считает глава комитета Совета Федерации по экономической политике. При этом «благодаря оказываемым мерам государственной поддержки» предложенные меры не повлияют на стоимость отечественных моделей, полагает он.

Рынок утилем красен: сенаторы выступили в защиту отечественных автопроизводителей

Если предложенная инициатива будет одобрена правительством, то в 2024 году бюджет получит дополнительно около 285,5 млрд рублей (в случае вступления в силу соответствующих изменений с 1 июля этого года), в 2025 году поступления в казну составят чуть более 1 трлн рублей, а в 2026 году превысят 1,5 трлн рублей, подсчитал Андрей Кутепов.

В начале апреля на заседании экспертного совета при комитете по промышленности и торговле Госдумы с подобным предложением выступил президент АвтоВАЗа Максим Соколов. Он подчеркнул, что «защитные барьеры на внутреннем рынке на сегодня недостаточны, чтобы стимулировать зарубежных автопроизводителей на переход от импорта готовых автомобилей в РФ к инвестициям в развитие производства в нашей стране». Ранее глава АвтоВАЗа пожаловался на то, что китайские автопроизводители в России заходят в традиционные рыночные сегменты Lada, «пробивая» барьер утильсбора большими скидками.

Защита производителей или «убийство» рынка

Предложенные правительству меры по индикации утилизационного сбора, безусловно, обеспечат защиту отечественным автопроизводителям от иностранных конкурентов, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Но вместе с этим они могут «убить» российский рынок новых автомобилей, который только начал восстанавливаться от резкого падения в 2022–2023 годах, подчеркивает он.

— Защита отечественных производителей пошлинами, налогами и сборами — нормальная мировая практика. Но эти меры эффективны только при развитом внутреннем производстве и большом выборе моделей, которые выпускаются в стране. В нашей ситуации это может привести к значительному росту цен на машины, как следствие, пока еще далеко не самые выдающиеся результаты продаж резко пойдут вниз. Защита производителей далеко не всегда означает защиту рынка, — заявил он «Известиям».

Рынок утилем красен: сенаторы выступили в защиту отечественных автопроизводителей

В качестве примера он привел повышенные на днях в четыре раза в США таможенные пошлины на электромобили из Китая. Но, если отбросить политическую составляющую, у этого решения есть и экономический смысл: в США много собственных производителей электрокаров, отмечает эксперт.

Помимо негативного влияния на рынок, значительное увеличение ставок утильсбора может стать серьезным препятствием для реализации недавно запущенных проектов по производству автомобилей в нашей стране, считает Игорь Моржаррето.

— Утильсбор компенсируется отечественным автопроизводителям в зависимости от степени локализации моделей. У традиционных российских брендов она достаточно высока, в то время как у новых проектов она пока еще низкая. Соответственно, такие модели, выпущенные в России, также рискуют заметно подорожать после повышения размера утильсбора, — отмечает он.

Рынок утилем красен: сенаторы выступили в защиту отечественных автопроизводителей

Ежегодная индексация утилизационного сбора вряд ли окончательно «убьет» рынок новых машин, однако сильно его трансформирует, полагает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Иностранные компании могут пересмотреть планы по выводу на наш рынок новых моделей, которые окажутся слишком дорогими. По той же причине они могут отказаться от поставок некоторых продающихся сейчас моделей из-за сокращения спроса на них, считает он. Эксперт напомнил, что утилизационный сбор бы введен в России в 2012 году в качестве противовеса невозможности повышения таможенных пошлин на автомобили, связанного со вступлением России в Всемирную торговую организацию (ВТО).

— Логично предположить, что этот сбор вполне мог бы быть вообще отменен при достижении определенного уровня отечественного производства автомобилей. Однако пока об этом никто даже не задумывается. Напротив, идеи и инициативы, касающиеся утильсбора, предполагают только его повышение, — отметил Максим Кадаков в беседе с «Известиями».

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»