С двойкой ты мне не сын. Психолог о том, как реагировать на оценки ребенка
Завершается учебный год, приближается время подведение итогов и оценки достигнутых результатов. Часто это заставляет переживать и волноваться как самих школьников, так и их родителей.
О том, как родителям правильно общаться с ребенком, обсуждая оценки, чтобы поддержать и мотивировать, а не навредить, рассказала специалист столичного семейного центра «Ориентир» Анна Гращенкова.
Неподъемная планка идеальности
Желание ребенка быть идеальным, оправдать надежды родителей, сделать так, чтобы они были довольны и заслужить похвалу — это нормально, объясняет психолог. Главное, чтобы это желание не стало инструментом для манипуляции: «Я буду тебя любить, если…».
«Безусловно, родители это делают из лучших побуждений. Но вместо ожидаемого результата лишь закрепляют позицию «быть удобным», которая лишает ребенка возможности проявить собственную индивидуальность, получить личный опыт, научиться мыслить самостоятельно, а не ждать чьего-то одобрения и вердикта: «правильно» или «неправильно», — замечает Гращенкова.
Если родители чувствуют, что их ожидания влияют на состояние ребенка не лучшим образом, то нужно снижать планку. Универсального совета для всех нет, важно понимать своего ребенка. Кто-то нуждается в том, чтобы ему задавали направление, ориентиры, границы, стимулы, иначе ему будет трудно собраться. Другой же делает всё, что может, но в своем темпе, и любое вмешательство может только навредить.
Пережить экзамены
Окончание учебного года для многих связано со сдачей экзаменов. Внимательный родитель зачастую замечает тревожность, которая исходит от ребенка по едва уловимым признакам: общему состоянию, случайно сказанным фразам, тембру голоса и пр.
Если причина переживаний — экзамены или итоговые отметки, то дайте ребенку понять, что при любом исходе, ваша любовь к нему останется прежней. И если что-то пойдет не так, то вы вместе будете искать возможность это исправить.
Волнения в экзаменационное время характерны для большинства школьников. А вот степень и глубина переживаний различна: у кого-то это легкое беспокойство, а у кого-то сковывающий страх.
Многое зависит от типа нервной системы, с которым мы рождаемся: одни ребята тонко чувствуют и хорошо считывают настрой окружающих, в том числе экзаменатора, и могут это использовать в свою пользу. Другие же предпочитают идти «напролом» и не воспринимают неудачу излишне эмоционально.
«Напряженно» не значит «качественно»
Далеко не всегда результат экзамена связан с тем, насколько напряженно ученик к нему готовился. «Напряженно» и «качественно» — разные понятия. Можно что-то делать с напряжением, а итог будет слабый: нервы потрачены, а понимания материала, умения им оперировать нет. Гораздо важнее качество подготовки, когда ребенок начинает разбираться в теме, понимать и различать алгоритмы, которые нужно применить в разных ситуациях.
Если смотреть глубже, то экзамены готовят школьника ко взрослой жизни, где умение планировать и самодисциплина во многом влияют на будущую успешность. Дайте понять, что можно просто беспокоиться, а можно действовать и использовать это время с пользой. Например, ребенок знает, что экзамен неизбежен, примерные сроки, когда он состоится, объективно оценивает свой уровень знаний. Он понимает, что есть необходимость — овладеть определенным объемом знаний за конкретный промежуток времени.
«Есть универсальная рекомендация, которая поможет пережить время перед экзаменами спокойнее. Звучит она так: „Страх возникает тогда, когда нет знания. Если ты знаешь — страха нет“», — добавила специалист.
Лучшее — враг хорошего
Родителю важно чувствовать грань, когда необходимо поддержать ребенка, и помощь действительно нужна здесь и сейчас, а когда это переходит в навязчивость, лишние вопросы и контроль. В этом случае лучше ориентироваться по ситуации. Иногда уместно просто искренне поинтересоваться делами ребенка, спросить, все ли у него хорошо. А бывает так, что подростку трудно поделиться своими переживаниями. В этом случае можно зайти издалека. Предложите попить чай с чем-то вкусным, сходить на шопинг или в любое интересное место. Очень важно наладить более глубокий эмоциональный контакт. Если есть взаимное доверие, ребенок вам откроется.
«Лучшее, что может сделать родитель в общении с ребенком в эмоционально напряженные периоды — следить за своим состоянием. Дети легко считывают, когда мама и папа злятся, недовольны, напряжены, безразличны. Поэтому, важно учиться выстраивать эмоциональную связь. Родитель без давления или назидания может показать, что результат в том числе и учебный, нужно принимать как следствие своих действий», — заключила Гращенкова.
В столичных семейных центрах работают родительские клубы, где родители под руководством психолога учатся приемам конструктивного общения с детьми и делятся своим.
По материалам: aif.ru