Авто

Шах и ман: китайские грузовики признали опасными на дорогах

К шуму и противоподкатным брусьям грузовых автомобилей из КНР возникли вопросы

Шах и ман: китайские грузовики признали опасными на дорогах

EN

Шах и ман: китайские грузовики признали опасными на дорогах

Китайские грузовые автомобили проверят на соответствие российским требованиям по безопасности. Росстандарт уже признал грузовики Shacman SX3258 представляющими значительную опасность на дороге как для водителей, так и для других участников дорожного движения. Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на самосвал этого производителя приостановлено, а продажи и импорт модели оказались под запретом. Отозвать ОТТС могут и у других марок из Китая. Эксперты говорят, что эта мера может быть направлена на защиту российских производителей. Как потенциально опасный грузовик прошел сертификацию, выясняли «Известия».

Угроза жизни и плохое самочувствие

Росстандарт в ходе контрольно-надзорного мероприятия выявил несоответствие грузовика Shacman типа SX3258 ряду обязательных требований российского Техрегламента.

«Несоответствия в части задней противоподкатной защиты (или так называемого противоподкатного бруса) и боковых защитных устройств несут прямую угрозу жизни и здоровью водителей и пассажиров легковых транспортных средств, которым в случае попадания в ДТП с участием такой грузовой техники будут причинены значительные повреждения», — отмечается в сообщении Росстандарта.

Шах и ман: китайские грузовики признали опасными на дорогах

В свою очередь, нарушения в части шумовых ограничений являются фактором производственного стресса и непосредственно влияют на самочувствие и здоровье водителя такого ТС и способствуют его усталости. В конечном итоге это может стать причиной ДТП, резюмируют в Росстандарте. А нервное напряжение водителей, связанное с повышенным фоновым шумом, может привести к нарушениям здоровья — головной боли, головокружению и обострению артериального давления.

Попадут под отзыв

Ведомство предписало заводу-изготовителю разработать отзывную программу по исправлению всех конструктивных нарушений. Она коснется как проданных, так и не проданных грузовиков. После согласования программы с Росстандартом дилеры должны будут связаться с владельцами грузовиков и проинформировать, где и когда можно будет провести бесплатный ремонт.

Реализация потенциально опасных грузовиков теперь должна быть приостановлена. По информации Росстандарта, на территорию Российской Федерации было ввезено более 15 тыс. единиц грузовых автомобилей Shacman SX3258, из которых 2170 уже находятся в эксплуатации. Речь идет о самосвалах категории N3G с колесной формулой 6×4 или 6×6 и полной массой 31 т.

Шах и ман: китайские грузовики признали опасными на дорогах

Российский дистрибьютор «Шакман Моторс» в официальном заявлении от 7 февраля сначала опровергал информацию о предстоящем отзыве ОТТС и запрете продаж и намекал на незначительность выявленных недостатков.

В заявлении утверждалось, что результаты испытаний выявили всего лишь три нарушения. Высокий уровень шума был связан с разрушением глушителя системы сжатого воздуха. У противоподкатной защиты сломался болт крепления, а у боковых защитных устройств были выявлены замечания в скруглении и ширине элементов. Однако спустя два дня ООО «Шакман Моторс» приняло решение о приостановке продаж грузовиков типа SX3258.

«Обращались с многочисленными жалобами»

Shacman — не единственный китайский бренд, к которому возникли вопросы по безопасности. Так, 5 февраля глава Минпромторга Антон Алиханов заявил о необходимости более жесткой работы по сертификации, особенно если речь идет о проверке соответствия машин из серийных партий. По его словам, в министерстве уже проанализировали ситуацию с грузовиками и «выявили серьезные нарушения по автомобилям трех китайских марок, которые просто нельзя допускать на дороги».

Проблемы с сертификацией китайских грузовиков известны давно, подтвердили в Национальном автомобильном союзе (НАС).

— Мы обращались с многочисленными жалобами по грузовикам Sitrak: компания отозвала всего 209 из 2366 грузовиков, которые не оборудовали корректными устройствами вызова экстренных служб. При этом менее чем за год эти машины попали более чем в 422 аварии», — рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

Шах и ман: китайские грузовики признали опасными на дорогах

По его словам, Shacman — только первая ласточка, и в скором времени появятся другие марки машин, к которым будут претензии относительно соответствия установленным требованиям.

— Вопрос в том, были ли отозванные ОТТС изначально оформлены с нарушениями или уже после сертификации к нам в страну стала поступать некондиция. Тут возможны оба варианта. С одной стороны, в ряде случаев сертификация происходит на основе документов об испытаниях, выданных в лабораториях стран ЕАЭС. Практика показывает, что нередко такие лаборатории представляют из себя офис с ноутбуком и принтером. С другой стороны, очень часто китайские автопроизводители меняют детали, узлы и агрегаты машин, причем так, что запчасти потом не подходят на автомобили, — пояснил Антон Шапарин.

Испанский брус

Перед сертификацией транспортные средства успешно прошли испытания, рассказал «Известиям» руководитель ООО «ИнфоТехРазвитие», выдавшего ОТТС на китайские грузовики, Павел Бурьянов.

По его словам, при оформлении ОТТС были соблюдены все соответствующие требования технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

— По тем свойствам, которые указаны в новостной статье на сайте Росстандарта, изготовителем были предоставлены сообщения об официальном утверждении, выданные административными органами стран — участниц Женевского соглашения от 1958 года, — отметил он.

Шах и ман: китайские грузовики признали опасными на дорогах

Так, согласно приложению к ОТТС, основанием для сертификации задних и боковых защитных устройств самосвала стали документы Министерства промышленности, торговли и туризма Испании. Эффективность тормозов была подтверждена белорусским органом по сертификации продукции машиностроения «Академ-серт».

Любые заводские изменения и доработки конструкции должны осуществляться с оглядкой на требования локальных документов, рассказал «Известиям» директор по развитию «ААА Траксервис», официального дилера MAN, Sinotrak, Isuzu и др. Алексей Рамазанов. Если такое несоответствие обнаруживается, то оно должно быть устранено производителем в кратчайшие сроки, в том числе с объявлением отзывной кампании.

— В рассматриваемом случае приостановка действия ОТТС — скорее всего, временная мера, необходимая, чтобы привести конструкции автомобилей марки Shacman в соответствие всем требованиям Технического регламента. Вопрос лишь в заинтересованности производителя в российском рынке и в готовности доработать конструкцию. А для выпуска в обращение уже ввезенных автомобилей представителю производителя необходимо будет устранить все несоответствия, — рассказал Алексей Рамазанов.

Защищают российское

История с проверками и отзывами ОТТС на китайские самосвалы выглядит как еще одна попытка защиты отечественного производителя на рынке, отмечает партнер «Автостата» Игорь Моржаретто.

Шах и ман: китайские грузовики признали опасными на дорогах

Действительно, по итогам 2024 года «китайцы» потеснили «КамАЗ» (17,2 тыс авто) на второе место: лидером по объему продаж стал Sitrak с результатом 19,4 тыс. машин. Shacman занял третье место (15,7 тыс авто), а его самосвал SX3258, оказавшийся в центре скандала, стал третьим по популярности грузовиком, фиксируют данные «Австостата». Причем первые два места также остались за «китайцами» — Sitrak C7Н и Dongfeng 4180.

ПАО «КамАЗ», согласно собственным подсчетам, реализовало в России 4,15 тыс. грузовых автомобилей массой от 8 до 14 т и 20,3 тыс. машин массой свыше 14 т. Чистый убыток компании по РСБУ, по итогам 2024 года, составил 3,4 млрд рублей против 11,9 млрд рублей чистой прибыли годом ранее, следует из сообщения автопроизводителя, которое приводит ТАСС. Прибыль от продаж «КамАЗа» составила 909,4 млн рублей против 14,3 млрд рублей в 2023 году.

— Необходимо вспомнить, что в 2022 году именно китайские грузовики не дали остановиться целой отрасли грузоперевозок, — отмечает Игорь Моржаретто.

Эксперт также обратил внимание на особенности эксплуатации самосвалов в нашей стране, которые влияют на безопасность.

Шах и ман: китайские грузовики признали опасными на дорогах

— Надо понимать, что абсолютно все самосвалы работают с чудовищным перегрузом — и наши, и китайские, и европейские. Если машину, рассчитанную условно на 20 т, загрузить весом в 40 т, у нее точно будут проблемы и с тормозами, и управляемостью. Да и риск поломок элементов конструкции и шасси при перегрузе возрастает многократно, невзирая на марку, — отметил Игорь Моржаретто.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»