«Слишком еврейский нос» и другие скандалы вокруг фильма Брэдли Купера «Маэстро»
Архивы пресс-службы
После триумфального дебюта в качестве режиссёра с ремейком 2018 года «Звезда родилась», Брэдли Купер решил повторить успех с биографической драмой о знаменитом американском композиторе Леонарде Бернстайне. Вторая полнометражная режиссерская работа Купера — картина «Маэстро» — рассказывает о карьере и жизни Бернстайна с акцентом на его отношения с женой Фелицией Монтеалегре (в фильме её играет Кэри Маллиган).
На Венецианском фестивале «Маэстро» вызвал неоднозначную реакцию, заставив одних пустить слезу, а других — выйти из кинозала в гневе. Тем не менее, свою главную номинацию фильм получил — 10 марта на 96-й церемонии по вручению статуэток от американских киноакадемиков «Маэстро» поборется за главный приз в номинации «Лучший фильм года». Кроме того, Купер и Маллиган могут уйти с церемонии с «Оскарами» за лучшую главную мужскую и женскую роль. Ждать осталось неделю, а пока вспомним о скандалах, которые сопровождали выход картины на большие экраны.
Кадр из фильма «Маэстро» (2023)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Все работали стоя
В Голливуде хорошо знают, что Купер — перфекционист. Недаром роль Бернстайна он оставил себе — просто не верил, что кто-то может сыграть лучше него. Кроме того, Брэдли самостоятельно режиссировал картину, выступил в качестве соавтора сценария и продюсера проекта. Чтобы подготовиться к роли, он шесть лет учился у дирижёра Лос-Анджелесской филармонии Густаво Дудамеля и музыкального руководителя Метрополитен-опера Янника Незе-Сегена. Некоторые сцены, в частности напряжённый эпизод «живого» концерта, снятый в кафедральном соборе Эли, где Бернстайн в 1973 году отыграл симфонию Густава Малера «Воскресение», Купер снял за один шестиминутный дубль. Казалось, всё прошло без заминки, но через полтора часа актёр вернул всю съемочную команду обратно и, прочитав короткую молитву Ленни Бернстайну, решил всё переснять.
Строгость Купера по отношению к себе — это один вопрос, но режиссёр не знал пощады и по отношению ко всей команде. Так, жёсткой критике подвергся его рассказ о том, что по его распоряжению со съёмочных площадок были убраны все стулья. «Я всегда ненавидел стулья. Энергия падает в ту же минуту, когда ты садишься», — приводит слова Купера The New York Post. Читатели такого «закручивания гаек» не поняли. «Если вам приходится создавать суровые условия, чтобы заставить людей работать, вы просто не умеете руководить. Это просто недостаток опыта», «Извините, но даже вполне трудоспособные люди не могут показать себя с лучшей стороны, когда они стоят 14 часов», — писали подписчики социальных сетей.
Кадр из фильма «Маэстро» (2023)
Кроме того, стало известно, что Купер изолировал съёмочную площадку и не пускал на неё никого, кроме задействованных в сцене лиц и Стивена Спилберга — именитый режиссёр посетил места съемок три раза. «Она [площадка] должна быть святилищем», — пояснил Брэдли. Такую одержимость процессом поняли не все.
Гипертрофированный протез
Суровость Купера-режиссёра — не единственная вещь, которая не понравилась поклонникам голливудского кино. Уже после выхода первого трейлера стали появиться отзывы о том, что носовой протез, который актёр носил, чтобы добиться сходства с Бернстайном, получился слишком большим и «слишком еврейским». Критики охарактеризовали его как оскорбительное и стереотипное изображение представителя еврейского народа. И хотя даже дети Бернстайна стали на сторону Купера, на фильм, ещё даже не вышедший на экраны, упала тень «антисемитизма» — об этом рассказывает издание The Movie Web.
Кроме того, представителям еврейской общины в целом не понравилось, что Бернстайна играет актёр-нееврей. Зачем эти клише с большим носом и завитыми волосами, если можно было не хвататься разом и за режиссёрскую работу, и за исполнение главной роли, а пригласить актёра еврейского происхождения с похожей внешностью? Работа Купера в каком-то смысле была истолкована как насмешка.
Перестарался…
Известно, какую глубокую работу проводят актёры, чтобы вжиться в роль — настоящие шедевры получаются только при полном погружении в образ. Однако подготовка Купера к работе над «Маэстро» многим казалась излишней. Актёр буквально помешался на идее стать идеальным экранным Бернстайном, выпустить киношедевр, который затмит успех прежних байопиков. На съёмочной площадке Купер читал молитвы духу Бернстайна, прося о помощи перед той или иной сценой. Он даже сблизился с настоящей семьёй композитора, чтобы изучить жизнь ушедшего гения изнутри и получить благословление родственников на работу.
Кадр из видео/Телеграм-канал «Только никому» Кадр из видео/Телеграм-канал «Только никому»
А недавно зрителей утреннего шоу Sunday Morning на канале CBS News поразил вид плачущего актёра, который во всеуслышание сказал, что скучает по Леонарду Бернстайну. Прозвучало это довольно странно, учитывая, что композитор ушел из жизни в 1990 году, и они ни коем образом не пересекались с Купером в реальной жизни. Даже семья музыканта, которая присутствовала на интервью, вела себя менее эмоционально.
Читайте о ещё одном номинанте на премию «Оскар» — фильме «Бедные-несчастные» с актрисой Эммой Стоун в главной роли.