Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Росавиация рекомендовала организациям гражданской авиации повысить квалификацию наземных служб
В аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности наземных служб, узнали «Известия». Бригады работают в неполном составе без хорошей радиосвязи, нарушают технологии и не взаимодействуют с экипажами. Как итог, происходит столкновение самолетов с наземным транспортом, препятствиями и между собой, что сказывается на безопасности полетов. В условиях назревающего дефицита воздушных судов и деталей к ним наземные ЧП становятся критическими для гражданской авиации, считают эксперты. Росавиация уже поручила навести порядок с буксировкой воздушных судов.
Сколько самолетов было повреждено в России
За 2024 год в России произошло шесть серьезных случаев повреждения воздушных судов при их буксировке в аэропортах Шереметьево, Пулково, а также в Казани, Иркутске и Магадане. Росавиация называет причинами ЧП нарушения наземных служб: отсутствие радиосвязи между членами бригад, оставленный где попало спецтранспорт, неубранный перрон, невнимательность сотрудников, несоблюдение технологии работ и прочее. Глава Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрий Ядров разослал руководителям территориальных органов Росавиации письмо с рекомендациями принять меры с учетом результатов проведенных расследований пяти авиапроисшествий (есть у «Известий»).
Так, 11 февраля 2024 года на аэродроме Шереметьево бригада наземных служб при буксировке повредила самолет A-320 с номером RA-73733 авиакомпании «Аэрофлот», столкнув его с самоходным трапом, оставленным без присмотра. Водитель трапа неоднократно оставлял спецтехнику в неположенном месте, а сопровождающий бригады, увидев трап, не посчитал нужным предупредить коллег о препятствии, оправдываясь, что это не его сфера контроля, следует из документа. В итоге самолет A-320 повредил законцовки крыла и на время выбыл из эксплуатации.
Похожий случай произошел 7 июня на аэродроме Пулково. Буксировщики столкнули самолет Sukhoi Superjet 100 (номер RA-89177) авиакомпании «Россия» с бизнес-джетом Bombardier Global Express XRS (RA-67215) перевозчика «Лукойл-Авиа». Водитель тягача не имел хорошей радиосвязи с руководителем, из-за чего «связывался с диспетчером по телефону», не слышал команд, не увидел Bombardier и допустил столкновение самолетов крыльями, говорится в документах.
Плохая согласованность буксировщиков обернулась еще одним ЧП. Так, 5 июля на аэродроме в Казани Boeing 737 (RA-73112) «Аэрофлота» после транспортировки повредил левый борт фюзеляжа при наезде на тягач. Выяснилось, что водитель спецтехники не предупредил руководителя бригады о неисправности, которая не позволила быстро отцепить тягач от лайнера. В результате Boeing включил двигатели, покатился вперед и подмял буксир.
Не менее громкое происшествие произошло с Airbus А-320 (RA-73422) авиакомпании S7 в Иркутске 28 ноября. Буксировщики на обледенелом перроне так разогнались, что сцепку понесло в повороте, тягач развернуло под самолет, из-за чего поломалась стойка шасси и был помят двигатель. Аналогичное ЧП произошло 19 ноября в Магадане с повреждением самолета В-737 (RA-73664) S7, сообщается в письме Росавиации.
После разбора этих происшествий Дмитрий Ядров поручил руководителям территориальных органов Росавиации провести занятия по повышению квалификации специалистов, допущенных к обслуживанию воздушных судов. Аэродромным службам рекомендовано определить порядок действий в случае возникновения нештатных ситуаций, таких как поломка сцепного устройства, отклонение от заданного маршрута, наличие препятствий на маршруте, непросматриваемая разметка, обледенение и пр.
«Известия» направили запросы в Минтранс, Росавиацию, крупные авиакомпании и аэропорты. Как заявили «Известиям» в «Аэрофлоте», буксировочные бригады не входят в число персонала авиакомпаний и за их работу отвечают аэропорты и хендлинговые компании (агент предприятий аэропортового комплекса).
В Шереметьево отметили, что в аэропорту на системной основе реализуется комплекс мероприятий по профилактике повреждений воздушных судов и постоянному поддержанию высокого уровня безопасности полетов.
Международный аэропорт Казани
В аэропорту «Казань» «Известиям» сказали, что на основании проведенного анализа причин авиационных инцидентов видят следующие пути минимизации случаев повреждения воздушных судов: это увеличение состава буксировочных бригад, расширение (увеличение числа часов) программы подготовки персонала, проведение дополнительных инструктажей перед началом рабочей смены, закупка дополнительных проводных самолетно-переговорных устройств, которые позволяют обеспечить бесперебойную качественную связь.
Как улучшить культуру безопасности полетов
— На первый взгляд шесть поврежденных самолетов — это немного, но характер и обстоятельства этих ЧП вызывают тревогу, — рассказал «Известиям» главный редактор портала Avia.Ru, авиаэксперт Роман Гусаров. — Потребность в самолетах высока, авиакомпании работают на пределе возможностей с рекордной загрузкой, поэтому временный выход из эксплуатации воздушных судов становится критичным для перевозчиков.
Аэропорт, конечно, выплатит компенсацию, но она не покроет потери из-за высокой нагрузки на самолеты и сложностей с ремонтом иностранной техники, считает эксперт.
— Повреждения корпуса, шасси и крыльев воздушного судна — это на 99,9% нетиповой ремонт, при котором необходимо привлечение организации разработчика самолета, — рассказал «Известиям» основатель сервиса безопасности полетов RunAvia, авиаэксперт Андрей Патраков.
Airbus, Boeing с марта 2022 года с РФ не сотрудничают, поэтому авиакомпании сами получают сертификаты для разработки конструкторской документации (КД). Детали на замену они нередко каннибализируют у самолетов-доноров или ввозят из-за границы, что связано с рядом трудностей и дополнительными расходами. Поэтому повреждения лайнеров из-за пустяков оборачиваются проблемами для перевозчиков, добавил эксперт.
По его словам, до 2022 года в России работали представители не только международных авивластей, но и различные отраслевые организации, такие как IATA. Наземные службы проходили добровольную аттестацию по IATA Safety Audit for Ground Operations (ISAGO), что позволяло им соответствовать международным отраслевым стандартам.
— После прекращения работы IATA в 2022 году на замену этой сложившейся системе ничего не пришло, что негативно сказалось на культуре безопасности полетов, — считает Андрей Патраков.
Для исправления ситуации, по мнению эксперта, необходимо разработать и внедрить государственную программу обеспечения безопасности полетов, соответствующую ICAO и требованиям ISAGO, а также обеспечить контроль за их исполнением.