Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
По мнению экспертов, корабль будет готов к реальному полету через полтора-два года
Космический корабль Starship был потерян в ходе третьего испытательного полета 14 марта. Это произошло при прохождении плотных слоев атмосферы. С точки зрения поставленных изначально задач, это означает неуспех миссии, так как предполагается, что в пилотируемых полетах аппарат должен безопасно доставить экипаж на Землю. Однако в процессе испытаний был протестирован ряд систем первой и второй ступени, что даст разработчикам много полезной информации, считают эксперты.
Всё еще невыполнима
14 марта был выполнен третий испытательный запуск ракетной системы Starship. В этот раз в полет отправились космический корабль Starship S28 и сверхтяжелая ракета-носитель Super Heavy B10. Главная цель миссии — изучить, что происходит с компонентами ракетной системы во время полета, выявить и исправить их слабые места, а также не допустить отказов во время следующих запусков.
Справка «Известий»
Ракетный комплекс Starship считается самым большим аппаратом, запущенным в космос, в истории человечества. Общий вес системы — 5 тыс. т, а высота первой и второй ступени вместе — 120 м. При этом ускоритель Super Heavy оснащен 33 метановыми двигателями. Благодаря им ракета-носитель способна выводить на низкую околоземную орбиту до 150 т грузов. Вместе с тем ускоритель планируют использовать и для полетов в окрестности Луны, куда она сможет доставить до 100 т.
По техническим причинам старт Starship несколько раз переносился. И всё же в 16:25 мск ракета оторвалась от земли.
В ходе миссии обе ступени имели самостоятельные цели. Super Heavy подняла космический корабль на высоту 75 км, после чего при помощи аэродинамических рулей выполнила серию маневров.
Затем предполагалось, что ракета-носитель отработает программу мягкой посадки над водами Мексиканского залива примерно в 20 км от места старта. Однако последнюю операцию выполнить не удалось из-за нештатной работы двигателей торможения. В итоге ракета-носитель разрушилась при ударе о воду.
Вместе с тем все 13 двигателей Starship после отделения заработали планово. Аппарат поднялся на высоту порядка 230 км, набрал скорость, близкую к первой космической, и вышел на траекторию орбитального полета.
На этом этапе инженеры центра управления провели проверку ряда бортовых систем. В частности, открытие и закрытие крышки грузового люка, процесс перекачки криогенного топлива из одного бака в другой. Таким образом были испытаны технологии вывода полезной нагрузки в космос и заправки космических кораблей на орбите.
Все путешествие Starship заняло порядка 50 минут. В течение полета космический корабль пролетел на над Атлантическим океаном и Африкой и, обогнув четверть Земли, начал снижение над Индийским океаном. При входе в плотные слои атмосферы камеры на внешней поверхности корабля продолжали работать, что дало возможность в режиме прямой трансляции впервые в истории увидеть облако плазмы, которое окутывает аппарат на этой высоте.
Однако на высоте 80 км связь со Starship прекратилась, после чего компания Space X сообщила о потере корабля. С точки зрения поставленных изначально задач, это означает неуспех миссии, так как предполагается, что в пилотируемых полетах аппарат должен безопасно доставить экипаж на Землю.
Starship — очень сложная система, состоящая из невероятного количества компонентов, каждый из которых нуждается в полноценном тестировании в реальных условиях, пока не будет доведен до требуемых характеристик и надежности, чтобы совершить реальный полет, сказал генеральный директор ООО «Определяющие двигатели» Руслан Габзетдинов.
— По сути, ноябрьский запуск уже можно считать реальным полетом, так как была преодолена линия Кармана (100 км, она же граница космоса), но для полноценного доведения всех систем, в связи с их сложностью, я бы закладывал еще года полтора-два точно, — добавил эксперт.
Необходимые потери
— Проект Starship имеет значимую роль в мировой космонавтике и, при его реализации, изменит правила игры. В частности, вторая ступень системы планируется как самостоятельный космический корабль, а его модификации готовят для будущих пилотируемых полетов на Луну, — прокомментировала итоги испытаний популяризатор космонавтики, планетарный геолог и автор Telegram-канала NewSpace Алиса Зарипова.
Поэтому, по ее словам, проблемы, которые были отмечены в ходе полетов имеют важное значение, и наверняка они станут предметом разборов и отправными точками для будущих усовершенствований.
— Несмотря на не 100%-ю выполненную тестовую программу, этот полет — важная веха в развитии космической техники. Дело в том, что Starship — это первая полностью возвращаемая система, — поделился своим мнением научный журналист Михаил Котов.
По его мнению, развитие Starship может дать новый толчок отработки методик по выводу на орбиту больших модулей, орбитальных станций и крупногабаритной исследовательской техники. Например, телескопов и орбитальных обсерваторий нового поколения. При этом эксперт отметил, что пока не понятно, найдется ли для Super Heavy и Starship достаточно полезной нагрузки.
— Испытания — это проверка работоспособности всей системы. При этом во время полета всё что угодно может пойти не так, поскольку предварительные расчеты и стендовые испытания не могут в полной мере воспроизвести все факторы. Тем не менее во время полета Starship значительная часть запланированных операций была выполнена, — поделился своим мнением заместитель декана факультета СМ МГТУ им. Н.Э. Баумана, эксперт рынка НТИ «Аэронет» Андрей Новиков.
Вместе с тем он добавил, что в проекте Starship заложено большое количество интересных идей. В их числе заправка на орбите или использование частей системы для космического туризма.