Культура

Тексты и контексты: какие кинопремьеры ждут нас в феврале

Венсан Кассель летит через Анды, а Андрей Мерзликин идет к Северному полюсу

Тексты и контексты: какие кинопремьеры ждут нас в феврале

EN

Тексты и контексты: какие кинопремьеры ждут нас в феврале

Среди февральских премьер целых две имеют столько же отношения к литературе, сколько и к кинематографу. Байопик «Сент-Экзюпери» рассказывает о летной службе одного из самых романтических французских писателей в Аргентине, а «Пророк. История Александра Пушкина» — о юных годах великого русского поэта. Много ли в них исторической правды, сложно сказать однозначно, но, возможно, заинтересовавшись этим вопросом, кто-то из зрителей узнает мировую литературу чуть лучше. Тем, кто предпочитает смотреть в будущее, а не в прошлое, подойдет фильм «ON и она» о сложностях отношений с искусственным интеллектом. Любителям новой отечественной истории будет интересен «Северный полюс» — фильм, в основу которого легли реальные факты биографии советской ядерной подлодки К-3. О самых интересных кинопремьерах февраля рассказывают «Известия».

«Парни с тату: Прямо в сердце»

6 февраля

Тексты и контексты: какие кинопремьеры ждут нас в феврале

Кадр из фильма «Парни с тату: Прямо в сердце»

Скоро День святого Валентина — самое время предложить зрителю очередную историю любви барышни и хулигана. Скромница Шоу Лэндон любит записного казанову Рула Арчера. Она учится в университете, он набивает татушки себе и ровесникам и полагает себя художником человеческого тела: этого вполне достаточно, чтобы влюбленная девушка почуяла в Руле опасного парня. Около двух часов они будут раскрывать друг другу убийственные тайны прошлого и кринжи настоящего, а также решать глобальные проблемы бытия вроде «я не такая» и «я не создан для отношений». Звучит тревожная музыка, появляется ярко-красный комплект белья, девочки готовят носовые платки.

Режиссер «Парней с тату» — сын Джона Кассаветиса, прозванного критиками лучшим исследователем американской неврастении. Сын пошел по стопам отца, изыскивая причины пожизненных неврозов в ошибках юности. Его «Дневник памяти» (2004) — история о том, как девушка трагично и мучительно выбирает между двумя женихами — влюбленным и богатым: воистину танталовы муки. Получилось трогательно: по крайней мере, MTV вручило фильму премию за лучший поцелуй.

Нынешняя его картина имеет шанс повторить достижение: что еще, как не поцелуи, поможет паре решить, что между ними происходит — любовь, секс или ни к чему не обязывающее знакомство? Студенты поймут: в феврале самое время прогуливать пары — сессия позади, так что благодарная аудитория картине обеспечена.

«Сент-Экзюпери»

6 февраля

Тексты и контексты: какие кинопремьеры ждут нас в феврале

Кадр из фильма «Сент-Экзюпери»

1930 год. Летчик и технический директор компании «Аэропост — Аргентина» Антуан де Сент-Экзюпери вместе с другом-летчиком Анри Гийоме пытается проложить пассажирский авиамаршрут через Кордильеры. Во время пробного полета Гийоме пропадает в заснеженных горах, и Экзюпери отправляется на его поиски. Спасение друга становится творческим откровением: опасное путешествие в Анды вдохновляет Экзюпери на использование новой техники полета и создание бессмертного «Маленького принца». Кондоры расправляют крылья над ледяными вершинами. Восходящее солнце освещает горные пики. Мягкий ветер южной Франции раздувает кудри красавчика Луи Гарреля, сыгравшего писателя. Зрителю будет красиво.

Экзюпери и вправду был отчаянным храбрецом. За развитие гражданской авиации в Южной Америке и беспримерную храбрость при спасении коллег-летчиков из плена индейцев-дикарей он получил орден Почетного легиона.

Но к спасению Анри Гийоме он, увы, не имел отношения. Тот действительно рухнул над Андами во время своего 92-го перелета через величайшие горы Южной Америки. Рухнув в самом сердце гор, Гийоме за неделю вышел к людям сам. Он прошел через три перевала один, в легкой летной куртке и вооруженный лишь ножом. В невероятную историю спасения с трудом поверили его коллеги, и даже Сент-Экзюпери, упомянувший ее, — нет, не в «Маленьком принце», — а в романе «Планета людей».

Истинная история Гийоме, возможно, стала бы куда более впечатляющей основой киносценария, чем изрядно выхолощенный романтикой биографический сценарий о Сент-Экзюпери и его друге. Кстати, реальный Гийоме был ровесником Сент-Экса — в отличие от сыгравшего его почти 60-летнего Венсана Касселя — и, в отличие от автора «Маленького принца», реальным красавцем-брюнетом. Гаррель бы подошел.

«ON и она»

13 февраля

Тексты и контексты: какие кинопремьеры ждут нас в феврале

Кадр из фильма «ON и она»

Программистка-разработчица Ксения проваливает проект на работе и сталкивается с проблемами в личной жизни. С трудностями она справляется по-девичьи — снимая огромную виллу на островах, с видом на океан, бассейном и системой «умный дом» сугубо мужского пола. Систему зовут Маркус, она — искусственный интеллект, который целыми днями смешивает для Ксении коктейли, философски рассуждает о любви и предстает перед ней на стене в виде голографического изображения персонального фитнес-тренера. Он не жалуется на то, что Ксения не выполнила техзадание по проекту, не требует считаться с его интересами и готовить ему обед — ну идеальный мужчина! Поэтому Ксения опрометчиво обещает выйти за Маркуса замуж — чем, похоже, будит в нем низменные желания.

В роли жениха Маркус действует как настоящая шовинистическая свинья — он запирает Ксению на вилле, заявляет, что с планированием ее жизни справится куда лучше нее, и, кажется, скоро отправит ее варить борщ. Ксении придется постараться, чтобы понять: никакой ИИ-Маркус не заменит истинных человеческих чувств.

В роли Ксении перед публикой предстанет Юлия Пересильд, со времен «Вызова» бескомпромиссно оккупировавшая амплуа высоких профессионалок со скандальным характером. Характер ее героиня демонстрирует чуть ли не с первых кадров, с профессионализмом же всё обстоит гадательно: когда Маркус выходит из-под контроля, Ксения, вместо того чтобы просто поправить программу, предпочитает бороться с его домостроевскими замашками табуретом. Кажется, руководство не зря имело претензии к Ксении.

Картина названием изо всех сил намекает на кибердраму Спайка Джонса «Она», где личная жизнь с ИИ не задалась у Хоакина Феникса — но у фильма режиссера Евгения Корчагина есть, как минимум, одно неоспоримое преимущества. «ON и она» снимался в Таиланде, на острове Пхукет. Так что, если вам не удалось побывать там во время отпуска — рекомендуем: тайские пейзажи, открывающиеся из окон виллы, где Ксения коротает время с Маркусом, и впрямь поражают воображение.

«Пророк. История Александра Пушкина»

14 февраля

Тексты и контексты: какие кинопремьеры ждут нас в феврале

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»

Порождения сумрачного бюрократического гения, призванные в очередной раз увековечить память о солнце русской поэзии, традиционно поражают воображение публики в мае и в октябре — на день рождения Пушкина и к лицейской годовщине. Показательно, что «Пророк. История Александра Пушкина» выходит в прокат 14 февраля — к легкомысленному Дню всех влюбленных, который экранному Пушкину подходит куда как лучше.

Юный поэт в исполнении Юры Борисова, похожего одновременно на всех своих экранных уркаганов, но в трогательных кудряшках, пачками укладывает юных дев на романтические ложа в кружевах, стреляется на дуэли вишневыми косточками и активно практикует стейдж-дайвинг, сигая в толпу после феерически успешного чтения своей поэмы «Руслан и Лариса» — конферансье ошибается, бывает, но это и неважно. Мелкую оговорку затмит целый фейерверк гэгов, блесток и рисковых па кордебалета. Солнце русской поэзии радостно воссияет для всех — а не только для унылых учительниц литературы и замшелых академических критиков. И кто сказал, что это плохо?

Говорят, кино о Пушкине мечтала снять целая плеяда мэтров советского кинематографа — от Сергея Герасимова до Сергея Бондарчука, но большинство отступало перед грандиозностью задачи. В результате фильмов о Пушкине снято немного, и ни один из них — от идейной драмы 1927 года «Поэт и царь» до угрюмо-конспирологической «Последней дуэли» 2006-го — не стал откровением.

30-летний Феликс Умаров, известный съемками рекламы для западных спортивных брендов, подошел к теме безо всякого пиетета. Его «Пророк» дает фору «Мулен Ружу» База Лурмана по кичу — и по живой, истинно подростковой энергетике. Настоящий Пушкин, может, и не баловался слэмом — зато в 17 лет вызвал на дуэль собственного двоюродного дядю из-за понравившейся обоим на балу красотки, чуть не проиграл в вист вторую главу «Онегина» и вел собственный донжуанский список, в котором было 37 фамилий. Так что у школьников и их родителей наконец-то появился шанс вспомнить, что Пушкин — живой человек, а не только пыльный портрет из актового зала. А там, глядишь, и до гениальных стихов дойдут. Лиха беда начало.

«Всё, что нам кажется светом»

20 февраля

Тексты и контексты: какие кинопремьеры ждут нас в феврале

Кадр из фильма «Всё, что нам кажется светом»

Прабха и Ану на двоих снимают квартиру в Мумбае. Они финансово независимы, и каждая из них сама строит собственную жизнь. Прабха замужем, но своего супруга она практически не знает: они виделись лишь на свадьбе, устроенной по договоренности между мужчиной и отцом девушки. После этого он уехал на заработки в Европу и за это время лишь однажды позвонил жене. Ей очень одиноко, но она хранит верность уехавшему супругу и отказывается от попыток наладить личную жизнь.

Для Ану родители тоже нашли «договорного» жениха, но она не желает этой свадьбы, ведь у нее уже есть возлюбленный. Правда, он исповедует другую религию и принадлежит к другой касте, и родители девушки ни за что не разрешат ей выйти за него замуж. Им придется пройти немало испытаний, чтобы осознать, какой должна быть их жизнь.

Фильм «Всё, что нам кажется светом» стал художественным дебютом индийской кинодокументалистки Паял Кападиа. В 2024-м картина получила Гран-при Каннского фестиваля, две номинации на «Золотой глобус» и один из призов фестиваля в Сан-Себастьяне. За прошедший год фильм удостоился небывалого рейтинга в 100% на знаменитом агрегаторе Rotten Tomatoes и получил 93 из 100 на Metacritic, что свидетельствует о безусловном признании критики. Списать столь единодушные превосходные оценки на соответствие фильма и его автора мировой толерантной повестке никак не получится. Так что будем смотреть.

«Северный полюс»

27 февраля

Тексты и контексты: какие кинопремьеры ждут нас в феврале

Кадр из фильма «Северный полюс»

Начало 1960-х. Гонка вооружений, обострение советско-американского противостояния. Сверхдержавы меряются ракетным потенциалом. Первой советской ядерной подводной лодке К-3 предстоит в сложнейших погодных условиях, с неисправностями на борту пройти подо льдами Северного Ледовитого океана и всплыть на Северном полюсе, занимая стратегическую позицию.

Фильм снял режиссер «Брестской крепости» Александр Котт, капитана подводной лодки сыграл очень органичный в этой роли Андрей Мерзликин. Создатели фильма удачно совместили советский «большой стиль» с ностальгическим реализмом, характерным для отечественных фильмов последних лет, и визуально картина получилась практически безупречной: активная камера, тщательно прописанные детали, восхитительно узнаваемый Джон Кеннеди на заднем плане, впечатляюще аутентичные пейзажи Заполярья. Наличие женщины в рубке атомной подлодки 1960-х можно списать на условности кинематографа: удержать сюжет в отсутствие представительниц слабого пола — та еще проблема.

«Конец света»

27 февраля

Тексты и контексты: какие кинопремьеры ждут нас в феврале

Кадр из фильма «Конец света»

На земле случился конец света, и повезло, как обычно, только богачам. В роскошном подземном бункере ведут вполне комфортное существование нефтяной магнат, его супруга, их врач и дворецкий, а также их сын, никогда не видевший мира за пределами бункера. Их размеренная жизнь внезапно меняется после того, как в бункере появляется молодая чернокожая девушка, случайно уцелевшая в апокалипсисе. Героям предстоит разрешить свои социальные, семейные и гендерные противоречия, не покидая бункера, да к тому же еще и в вокальном формате. Будет смешно: жанр картины — сатирическая музыкальная комедия, и содержание всецело ему соответствует.

«Конец света» — дебют в художественном кино документалиста Джона Оппенхаймера, чей фильм «Акт убийства» о попытке рабочих индонезийских плантаций создать профсоюз для защиты своих прав был номинирован на «Оскар» и получил приз экуменического жюри Берлинале. Однако на сей раз социальной драмы не ждите: музыкальная феерия «Конца света» более всего напоминает черные комедии безумного шведа Рубена Эстлунда, дважды завоевывавшего Золотую пальмовую ветвь Канн. Заявка Оппенхаймера выглядит не хуже.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»