История

Тишина великая на 40 лет. Ивана Калиту первым назвали «Князь Всея Руси»

Иван Калита видит себя во сне едущим перед высокой горой с тающим снегом. Икона.

В следующем году исполнится 700 лет со дня восшест­вия князя Ивана Даниловича на Московский престол.

Чем князь заслужил добрую память, что он сделал для становления Москвы и почему именно с него принято начинать отсчёт возрождения Руси? Рассказывает заместитель председателя Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, руководитель Общественного совета «Калита» Игорь Круговых.

Политика «вдолгую»

Константин Кудряшов, aif.ru: — Игорь Эрикович, имя Ивана Калиты на слуху. Но ведь не он был первым Московским князем и не он начал собирать земли вокруг Москвы. Так с чего бы ему такой почёт?

Игорь Круговых: — Всё верно, Иван Калита был третьим по счёту Московским князем после своего отца Даниила, младшего сына Александра Невского, и своего старшего брата Юрия. И действительно, именно они положили начало «прирастанию» Московского княжества новыми землями. Переяславль, Коломна, Можайск — всё это приобретения отца и брата Ивана Даниловича. Однако и отец, и брат Калиты были одними из многих. В годы раздробленности каждый князь стремился расширить свои владения. И первые князья Московские не исключение.

А Иван Калита не просто увеличивал территорию Московского княжества. За его приобретениями прослеживается крупный политический замысел — создание единого, сильного, независимого Русского государства. Строго говоря, политика Ивана Калиты стала началом созидания Русского мира. Кстати, именно он был первым, кого вполне официально именовали «Князь великия Всея Руси».

— А чем, кроме этого, был славен Калита? Даже о собирании русских земель сейчас вспомнят разве что школьники, которым этот параграф задали учить… Или я не прав?

— К сожалению, так и есть. Не только молодёжь, но и люди старшего поколения вряд ли смогут вспомнить что-то, кроме «собирания земель». Хотя и это немало, особенно сейчас, когда на наших глазах идёт тот самый процесс собирания исторических русских территорий. И опыт Ивана Калиты вновь актуален как никогда. Ведь, по сути, на нас сейчас пытаются повесить своего рода новое иго — в виде многочисленных санкций. Во времена Калиты это иго было гораздо более тяжёлым, имела место прямая зависимость Руси от Орды. Но даже в таких невыносимых условиях ему удавалось не просто проводить свою линию, но и одерживать победы. Да, победы эти были, как правило, не военными. Но вспомним, что говорили о князе Иване современники: «И была при нём и после него тишина великая на сорок лет, и перестали поганые (язычники, иноверцы) воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули христиане от многих тягостей и насилия». Он умел мыслить на перспективу, выстраивать свою политику «вдолгую», ему удалось накопить силы для последующего рывка вперёд. Без этих «сорока лет тишины» не было бы ни Куликовского поля, ни решающих побед Ивана III Великого.

Установить правый суд

— Чем же Калите удалось обеспечить эту «тишину» в таких неблагоприятных условиях?

— Действительно, Орда в то время была «везде и во всём». Но Иван Данилович сумел разработать политику, которую в XIX веке назвали «самоусилением», а сейчас к ней больше подходит термин «стратегия непрямых действий». По сути, эта политика разлагала и ослабляла Орду. Московское серебро текло в Сарай полноводной рекой не только в виде «ордынского выхода», то есть дани, но и в виде подарков нужным людям. Иван Калита ездил в Орду чаще прочих русских князей, отлично изучил систему, был там своим человеком и даже сумел добиться расположения хана Узбека. А ведь Узбек был человеком недоверчивым и подозрительным, к тому же он стал первым ханом, который принял ислам и сделал его государственной религией Орды. И здесь немалую роль сыграл митрополит Пётр, который ещё раньше смог заручиться поддержкой хана и создать благоприятные условия для мирного сосущест­вования православия и ислама. На длинной дистанции это стало залогом межконфессио­нального согласия в стране. А на короткой — дополнительным козырем Калиты, поскольку митрополит полюбил Москву и завещал похоронить себя именно в этом «граде, чудном кротостью».

Вот вы спрашивали: чем, кроме «собирания земель», прославился князь? Напомню: он построил новый Кремль, а в нём — пять каменных соборов. Пять! Это при том, что строительство даже одного каменного храма в те годы было событием экстраординарным.

— Откуда Калита брал деньги на такие масштабные проекты?

— Вспомним, что политику Ивана Даниловича называли «самоусилением». А в её основе лежало то, что сейчас назвали бы «построением вертикали власти». Прежде всего — судебной. Иван Калита первым среди других русских князей начал собирать судебную власть в своих руках. До него уголовные дела разбирались представителями местной знати, которые за взятку могли покрыть и вора, и убийцу. Калита сломал эту порочную систему — он настоял, чтобы дела о воровстве, разбоях, грабежах и убийствах разбирались только представителями центра: «Установил правый суд паче меры и избавил Русскую землю от татей и разбойников».

Неудивительно, что к Москве стали стекаться и простые люди, и знать. Шли и с разорённых земель Киева и Чернигова, и из соседних княжеств, и из дальних земель. Даже будущие цари, Годуновы и Романовы, произошли от бояр, приглашённых Иваном Калитой.

Это благоприятно сказалось на торговле и финансах. Вообще Калита в полной мере осознавал роль денег в политике и не рисковал «играть не по карману», то есть действовать без адекватной финансово-экономической поддержки.

Чтобы свеча не погасла

 Но как зримо увековечить деяния Калиты? Чтобы горожанам не надо было бы лезть в энцикло­педии.

— Мы разработали концепцию памятника, назвать его предлагаем «Чтобы свеча не погасла». Эти слова принадлежат сыну Ивана Калиты, князю Симеону Гордому, — в своём завещании он написал: «Чтобы не пресеклась память о родителях наших и о нас, и свеча бы не погасла». Так князь призывал своих братьев, сыновей и бояр хранить единство, веру, служить Москве и Руси. Эти слова предполагается пустить по основанию памятника, где Иван Калита и митрополит Пётр дер­жат в руках горящую лампаду, протягивая её нам. И каждый, кто подходит к памятнику, сможет почувствовать тепло, идущее от первосозидателей Москвы, осознать историческую связь поколений и свою ответственность за будущее страны.

По материалам: aif.ru

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»