Тревога глушит таланты: ученые раскрыли причины неравенства между мужчинами и женщинами
Почему девочки учатся лучше, а управленцами становятся мальчики
По статистике, девочки в учебе намного способнее мальчиков, но социально успешных мужчин больше, чем женщин. Это явление ученые называют исчезающей одаренностью. Оно связано с жесткой зависимостью от мнения окружающих и разрушает интерес к познанию нового. Если ребенок в первые годы своей жизни и во время школьного обучения испытывает стресс, в будущем тревога перерастает в психологическое расстройство, которое убивает когнитивные функции головного мозга, что мешает ему сосредотачиваться на задачах и принимать необходимые решения в стрессовых ситуациях. Такие выводы сделали ученые Тверского государственного университета. Подробности — в материале «Известий».
Такая доля женская
Число россиянок с высшим образованием растет. Если в 2010 году по итогам переписи населения об окончании вуза сообщили 53% женщин и 47% мужчин, то в дальнейшем тенденция не только сохранилась, но и окрепла: в 2015-м диплом о высшем образовании имели 45% опрошенных мужчин и 55% опрошенных женщин, а в 2021-м — 44% и 56% соответственно. Однако женщины составляют меньше половины российских ученых: только 43,4% из общего числа имеют кандидатскую степень и лишь 28,3% — докторскую, утверждает Росстат. Доля женщин от числа российских исследователей в 2020 и 2021 годах, по его же данным, не превышала 40%. Несмотря на очевидную академическую успешность, социальные и карьерные достижения женщин все-таки скромнее мужских. По статистике, руководителями мужчины становятся чаще женщин: согласно итоговым данным прошлогоднего опроса ВЦИОМ, у 63% опрошенных россиян начальники мужчины, а у 31% респондентов — женщины.
Вопрос, почему мужчины в итоге оказываются успешней женщин, занимал ученых еще в прошлом веке. Американская исследовательница Синди Оушен еще в 1987 году назвала причину этого дисбаланса исчезающей одаренностью. Она выяснила, что соотношение способных мальчиков и девочек в начальной школе равняется 111 к 100, что говорит о равенстве их способностей. К подростковому возрасту девочки постепенно утрачивают академическую одаренность, если сравнивать с успехами мальчиков, а во взрослом возрасте становятся аутсайдерами в академических вопросах и их карьерные успехи намного скромнее мужских.
Пытаясь ответить на вопрос, из-за каких биохимических процессов в головном мозге со временем стираются способности у женщин, ученые Тверского государственного университета пришли к некоторым заключениям. По их мнению, в России, как и во всем мире, рождается одинаковое количество мальчиков и девочек с повышенными способностями, но c возрастом число одаренных девочек постепенно уменьшается, к моменту окончания вуза лидерами в области академических знаний становятся мужчины, равно как и в социальной среде.
«Барьерами на пути развития женского интеллекта, в том числе и эмоционального, являются гендерные представления родителей, в итоге сильно ограничивающие у девочек проявление активности и склонности к исследованиям и общей любознательности, выбору сфер профессиональной деятельности и стремлению к реализации своей одаренности, что и создает сложности в профессиональной реализации», — говорит к.п.н. доцент, доцент кафедры «Психология труда и клиническая психология» факультета психологии ФГБОУ «ВО «Тверской государственный университет» Ольга Клюева.
Тревожность бьет способности
Опрошенные эксперты сравнивали одаренность мальчиков и девочек в школьные годы по скорости обучаемости чтению, письму и счету. Получилось, что из 40 детей экспериментальной группы, за успеваемостью которых наблюдали несколько месяцев, девочки превосходили мальчиков на 10%, что объяснялось зрелостью определенных мозговых центров. Скорость формирования тех или иных навыков у девочек выше, чем у мальчиков, за счет скорости созревания префронтальных областей головного мозга, отвечающих за процессы произвольности, за управление теми процессами, которые обеспечивают формирование навыков счета, письма и чтения. И эта динамическая тенденция скорости созревания процессов управления у девочек осуществляется раньше, чем у мальчиков, говорят ученые из Института клинической психологии и социальной работы РНМИУ им. Н.И. Пирогова.
«В процесс карьерного развития вмешиваются сугубо социальные факторы, связанные с приемлемостью и ожидаемостью, с установками на то, кого желательней видеть на должности руководителя, мужчину или женщину. Очевидно, выбор падает на мужчину. Функциональная разница мозга мужчин и женщин заключается, например, конкретно в особенностях реализации функций пространственной памяти. У мужчин активность этой функции выше, и этому есть морфологические объяснения, связанные с размерностью ядер гиппокампа, отвечающей за реализацию пространственного мышления. Но женщины дают мужчинам фору в процессе работы в режиме многозадачности благодаря аксонной плотности мозолистого тела (отвечает за связь левого и правого полушарий. — «Известия»), — говорит д.п.н., профессор, директор института клинической психологии и социальной работы РНМИУ им. Н.И. Пирогова Вера Никишина.
В подростковой группе школьников способных к учебе девочек с отличными и хорошими оценками оказалось намного меньше, чем в начальной. Этот факт объяснялся страхом неудачи у девочек, которым в возрасте полового созревания просто пятерок уже мало, им важно не просто добиться успеха, реализовать одаренность, но и получить одобрение взрослых и представителей противоположного пола, считают психологи.
«В начальной и средней школе начинает формироваться тревожность девочек, которым, как Алисе в стране чудес, чтобы оставаться на своем месте, надо бежать быстрее, чем мальчикам. Девочки на старте могут иметь более высокую обучаемость, которая подкрепляется усидчивостью, послушанием, например. В отличие от мальчиков. По сути, это связано с тем, что префронтальная кора девочек формируется быстрее в среднем на два года, но уже к возрасту 20 лет мальчики нагоняют девочек, проявляя свою способность обучаться в полной мере», — говорит психолог Светлана Колобова.
Детская одаренность исчезает из-за псевдопедагогического влияния родителей и специалистов, участвующих в развитии детской личности и образовании, считают ученые из ФГБНУ Научный центр неврологии.
«Так называемый одаренностный, талантливостный креатив у ребенка замещается рамками игровых и воспитательных парадигм, привычных большинству детей и взрослых. Формализованные процессы подкрепляются положительно, так как для них существует система оценки и понятны правила, а креативные — слабо или вовсе не подкрепляются: правила отсутствуют, взрослые не знают системы оценки. Таким образом, основная причина феномена — кризис мотива достижений: у ребенка происходит утрата интереса к процессу и результату своего труда», — говорит врач-невролог, реабилитолог, к.м.н., научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии» Роман Люкманов.
Одобрение — тормоз прогресса
Стремление ребенка получить одобрение у окружающих повышает уровень тревожности, которая, в свою очередь, снижает память, аналитические способности и скорость обработки входящей и исходящей информации и в целом влияет на желание получать новый опыт. Тревожность убивает когнитивные функции головного мозга, с помощью которых человек познает себя, окружающий мир и взаимодействует с людьми, говорят опрошенные ученые. В конечном счете эти процессы влияют на способность человека принимать решения, позиционировать себя в социуме, достигать материальных результатов. Психика ребенка опирается на регулярно повторяемые им действия, а они, в свою очередь, являются следствием или реакцией на постоянно возникающий внешний раздражитель и в итоге образуют некий поведенческий алгоритм поведения и ощущений.
Иными словами, если человека отчитывают за неполученную пятерку, у него вырабатывается чувство страха, которое блокирует его действия и намерения сделать что-то новое, снижает познавательную деятельность и не пускает приобретать новый опыт. На элементарном уровне чувство тревоги активируется в ядрах гипоталамуса и миндалевидном теле головного мозга. Первые являются частью лимбической системы, связаны нервными волокнами со всеми мозговыми отделами и железой, которая отвечает за рост, размножение и выживание. Второе играет ключевую роль в усилении страха.
«Гиперактивация, то есть частый запуск нейросетей тревожности, проходящих через эти мозговые центры, людьми проживаются как состояние генерализованной тревоги, которая со временем закрепляется в головном мозге» — говорит д.п.н., профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы РНМИУ им. Н.И. Пирогова Вера Никишина.
В стрессовых ситуациях у человека, подвергавшегося в детстве вербальному и физическому насилию со стороны взрослых из-за результатов, чувство не поддающейся регулированию тревожности возникает автоматически. Его, как говорят ученые, нельзя унять с помощью разумных доводов, которые обычно выдает префронтальная кора мозга, расположенная в лобной части головы. У девочек тревожность формируется быстрее и избавиться от нее почти невозможно, считают ученые.
«Согласно генетике пола, в отличие от мужчин, которые являются носителями эволюционирующих признаков, женщины являются носителями консервативных. Мужчина, реагируя на изменения среды, первым должен найти путь к выживанию, а женщина ждет, когда он передаст ей готовые решения», — говорит к.п.н., доцент кафедры «Психология труда и клиническая психология» факультета психологии ФГБОУ «ВО «Тверской государственный университет» Ольга Клюева.
Кроме того, у девочек угасание одаренности может быть также связано с кризисом мотива достижений, которое проявляется потерей интереса к процессу своего труда, говорят практикующие психологи. «Возникает при доминировании личностной рефлексии над интеллектуальной, когда ребенок говорит и параллельно с этим оценивает, что он говорит, как он говорит и соответствует ли это ожиданиям окружающих», — подытоживает психолог Светлана Колобова.