В Америку как на каторгу: почему Аляска не смогла стать настоящей русской колонией
Россия и Великобритания разделили сферы влияния в Америке 200 лет назад
Экспедиция Российско-Американской компании для снабжения Камчатки и владений на Аляске. Гравюра по рисунку Ю. Ф. Лисянского, 1804 год
Public Domain, Александр Лыскин/РИА Новости
Русская Аляска — это романтическая легенда XIX века. Промысловики отправлялись на край света для добычи пушнины и основывали там поселения, легко узнаваемые по деревянным православным храмам. Однако России не удалось закрепиться в Америке, несмотря на хорошие отношения с местным населением и соглашение о колониальном разделе с США и Великобританией. О том, почему русская Аляска не стала аналогом испанских колоний и почему она вообще не была нужна России — в материале «Газеты.Ru».
Мех — это нефть
Первые российские исследователи высадились на американском берегу летом 1741 года, прибыв на кораблях «Святой Петр» и «Святой Павел». Экспедиция окончилась трагедией: «Святой Петр» под командованием Витуса Беринга, — датчанина на русской службе, — разбился во время шторма, Беринг умер, а команда еле добралась до России, собрав лодку из обломков корабля. Однако они привезли с собой богатый груз: первоклассные шкуры морских выдр.
Мех был «нефтью» своей эпохи — природным сырьем для извлечения сверхприбыли с малыми затратами. В погоне за мехом в Америку и направлялись промысловики, что вскоре привело к формированию Российско-американской торговой компании. Это — уникальное явление отечественной истории, поскольку никогда прежде освоение новых земель не отдавалось на откуп частному коммерческому предприятию, купеческой гильдии. В первой половине XIX века власть над колониями перешла к офицерам военно-морского флота, но коммерческий характер освоения Америки никуда делся.
Торговые фактории и форпосты располагались по всему северо-западному побережью Америки, от Аляски до Калифорнии. Расположенная в северной Калифорнии крепость Росс сохранилась до наших дней и считается в США ценным культурно-археологическим памятником. Другими значимыми поселениями были Кадьяк, расположенный на одноименном острове, и Ново-Архангельск на крайнем юго-востоке Аляски, превратившийся в современный американский город Ситка.
Русских людей в Америку переезжало очень мало и численность промысловиков никогда не превышала тысячу человек. Поэтому охотой на пушных зверей в основном заставляли заниматься местных жителей из числа алеутов, тлинкитов и других коренных народов Аляски. Поскольку купцы прибыли в эти земли ради прибыли, они в целом относились к местным жителям как к бесплатной рабочей силе, не стесняясь принуждать их к сотрудничеству силой оружия или путем взятия заложников.
Алеуты в праздничном костюме на Аляске, акварель Михаила Тихонова, 1818 год
Public Domain
Это приводило к конфликтам: например, в 1802 году тлинкиты сожгли редут Святого Михаила («старую Ситку»), разгневанные эксплуатацией и обычаем русских брать местных девушек себе в жены. Через два года русский отряд при помощи союзных тлинкитов разбил местных жителей в битве при Ситке и зачистил окрестности от их поселений. Положение туземцев улучшилось лишь после того, как власть в колониях перешла к флотским офицерам, а также после прибытия православных миссионеров.
Аляскинская епархия
Интересно, что России удалось даже установить неплохие, по мировым меркам, отношения с местным населением, чему особенно поспособствовали православные священники. Помогать им правительство обязало Российско-американскую компанию.
Путь из России на Аляску был так труден и долог, что из числа священников решались на него только подвижники. Для них туземцы были не трудовым ресурсом, а темными людьми, которых надо научить грамоте и приобщить к вере. Например, изначально в Америку планировал направиться Иоанн Кронштадтский, и остановило его лишь осознание того факта, что в трущобах Кронштадта о Христе знают не больше диких индейцев. Но те, кто до Америки все же добирался, вынуждены были жить в бедности бороться с холодом, перемещаясь между отдаленными поселениями на собачьих упряжках и тратя на приход все жалование.
Миссионеры изучали языки местных народов для более эффективной проповеди Евангелия. В 1841 году открылись четыре церковно-приходских школы, где изучали математику, письмо, русскую историю и закон божий. Во главе этих образовательных программ стоял святитель Иннокентий Аляскинский, который, среди прочего, прославился тем, что составил алеутский словарь на основе русского алфавита.
Святитель Иннокентий Аляскинский (слева), Церковь в городе Николаевске на Аляске
Public Domain, Татьяна Лукьянова/РИА Новости
Православные миссионеры старались как можно больше вовлекать в жизнь прихода местных лидеров, давая им сформировать свою идентичность путем синтеза собственной культуры и принесенной веры. Популярности церкви способствовала и ее позиция защитника коренного населения от произвола промысловиков: священники требовали обращаться с крещеными туземцами как с равными и не притеснять их. И если в споре с обычным алеутом или тлинкитом поселенец мог использовать приклад или штык, то применение насилия к священнослужителям было полностью исключено.
Местные жители платили церкви взаимностью, и потому она осталась и после ухода России из региона. В настоящий момент на Аляске насчитывается от 20 до 50 тыс. прихожан православной церкви, почти все — коренные американцы. Есть у них и местный святой — Петр Алеут, который, по легенде, был замучен взявшими его в плен испанцами за отказ перейти в католичество.
Ненужная и холодная
На этом этапе русская экспансия в Америку выглядела примерно так же, как колониальный захват в исполнении любой другой европейской державы. Но раз так, то почему из Аляски и Калифорнии не получилось настоящей русской колонии?
Во-первых, за колонизацией неизбежно следует колониальное столкновение интересов. В 1821 году Александр I провозгласил государственный суверенитет над всеми прибрежными американскими землями севернее 51-й параллели (чуть севернее Ванкувера). Это вызвало яростный протест США, поскольку по новым правилам их корабли не могли приближаться к русскому побережью, что подрывало позиции американских торговцев.
Как оказалось, провозглашенный суверенитет необходимо защищать и отстаивать, для чего нужны армия и флот. Им нужны базы снабжения, к которым подведены логистические маршруты, о которых не могло идти и речи до строительства Владивостока и Транссибирской магистрали.
Понимая, что бороться с США на другом континенте нет сил, и, не желая ссориться с одной из немногих дружественных стран, император подписал русско-американский договор 1824 года. Он ограничивал русские владения параллелью 54°40′ и разрешал американцам пользоваться русскими портами.
За американцами договариваться пришли британцы. По англо-русскому договору, подписанному 28 февраля 1825 года, разделение зон влияния проходило по 141-му меридиану западной долготы, там где Аляска и Канада граничат сейчас. Последующие договоры с британцами косвенным образом уничтожили крепость Росс, что подводит ко второй причине, почему не стало русской Америки.
Российские владения в Северной Америке, 1835 год
Public Domain
Аляска — это малоприспособленный для жизни участок земли с субарктическим климатом. Коренные американцы живут там с незапамятных времен, потому что это их дом, но белые жители приезжают на Аляску в основном на заработки. Для того, чтобы сделать Аляску русской (или испанской, или британской), необходима критическая масса переселенцев. Русские же крестьяне с большой неохотой переселялись даже в Сибирь, часто — в качестве наказания. Попытки отправить их на Аляску были бы восприняты как извращенная смертная казнь.
Совсем иными условия были в крепости Росс в солнечной Калифорнии. Эта крепость играла важную роль, как сельскохозяйственная колония для снабжения зерном и продуктами Аляски. Однако в 1839 году Российско-американская компания заключила договор с британской Компанией Гудзонова залива, по которому КГЗ должна была снабжать русские фактории продовольствием. Вскоре после этого Росс была заброшена, поскольку зерно из нее больше не требовалось, а популяцию пушных зверей в ее округе истребили за много лет до этого. Переселяться же туда, чтобы жить, как делали европейские колонисты по всему миру, у русских не было никакой мотивации.
Вскоре популяции пушных зверей пришли в упадок по всей Аляске, и тогда Александр II принял решение ее продать. В 1867 году начался финальный этап переговоров, которые с российской стороны вел посол Эдуард Стёкль. Ему удалось поднять цену с изначальных пяти миллионов долларов до итоговых семи миллионов двухсот тысяч. Помимо земли, в собственность США переходила вся недвижимость, кроме храмов, которые оставались за прихожанами. С церемонией передачи суверенитета связан любопытный инцидент, поскольку русский флаг все никак не хотел покидать Аляску.
Подписание договора о продаже Аляски 30 марта 1867 года, картина Эмануэля Лойце, 1868.
Public Domain
«Торжественно маршируя, [американские солдаты] прибыли в особняк губернатора, где русские войска уже выстроились и ждали американцев. Теперь они начали тянуть [русского двуглавого] орла вниз, но — что бы ни взбрело ему в голову — он спустился лишь немного, а затем опутал когтями флагшток так, что его нельзя было тянуть вниз дальше. Поэтому русскому солдату было приказано взобраться на флагшток и распутать его, но, похоже, орел наложил заклятие и на его руки, потому что он не смог добраться до того места, где был флаг, а соскользнул вниз. Следующий, кто попытался, не смог сделать ничего лучше; только третий солдат смог спустить к земле нежелающего того орла», — вспоминал приехавший из Финляндии кузнец Томас Аллунд.
Вырученная от продажи сумма была не очень большой, но сделка имела геополитический смысл: царь отдал то, что не смог бы удержать под натиском британцев или американцев. При этом территории перешли сравнительно дружественным США, а не Великобритании, главному противнику России на тот момент.
Гипотетически, если бы российское государство сделало освоение Америки приоритетом и начало ссылать туда крестьян в промышленных масштабах, шансы бы удержать ее были. Но в этом не было никакого смысла, — перед страной стояли другие задачи, например, взять реванш над турками за поражение в Крымской войне и провести индустриализацию.
Единственной мотивацией вцепиться в Аляску мертвой хваткой могло бы быть желание раскрашивать глобус в свои цвета. Но царь Александр, будучи мудрым и дальновидным правителем, такую идею всерьез никогда не рассматривал.
Что думаешь?
Источник