В ожидании падения: рынок легковушек установил рекорд за 3,5 года
Стали известны объемы продажи новых легковых автомобилей за сентябрь
Продажи новых легковых автомобилей за прошедший месяц превысили 150 тыс. единиц, этот результат стал лучшим с мая 2021 года, подсчитали аналитики агентства «Автостат». Авторынок бьет рекорды второй месяц подряд, а по итогам года может достичь отметки в 1,5 млн легковушек. Скоро эта тенденция завершится, и уже в новом году отрасль ждут другие результаты, уверены эксперты. Когда это случится — в материале «Известий».
Автомобильный бум
В сентябре в России было продано 150,9 тыс. новых легковых автомобилей, сообщает аналитическое агентство «Автостат», основываясь на количестве выданных ЭПТС. Этот результат оказался максимальным за почти 3,5 года и на 36,7% больше, чем в том же месяце 2023-го.
В последний раз больше новых автомобилей за один месяц было продано еще в апреле 2021 года — 171,5 тыс. штук. С тех пор и по август 2024 года ежемесячные объемы продаж ни разу не смогли достичь даже 150 тыс. единиц. Так, в конце лета этот показатель составил 148,3 тыс. единиц и оказался лучшим за последние 40 месяцев.
— Новые ставки утильсбора вынуждают производителей повышать цены на машины, поэтому люди стремились купить их до удорожания, то есть до наступления октября, — объясняет руководитель пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
По итогам девяти месяцев 2024 года объем российского авторынка превысил 1,15 млн единиц, показав рост на 61%.
Большая пятерка
В рейтинге марок пятерка лидеров на протяжении многих месяцев остается неизменной, в сентябре она заняла сразу 65% от всего рынка. На первом месте по-прежнему идет Lada с результатом 35 тыс. единиц и долей 23% от общего объема продаж легковых машин в стране. Самым популярным иностранным брендом снова стал Haval, выпускающий автомобили в Тульской области. Его продажи достигли 19,7 тыс. единиц (доля 13%), что на 78% больше, чем в сентябре прошлого года.
Автомобиль Lada Granta
Отметку в 10 тыс. проданных автомобилей также преодолели китайские Chery (16,2 тыс. единиц; +33,9%), Geely (16,1 тыс. единиц;; +75%) и Changan (11,5 тыс. единиц;; +88,8%). Объемы реализации каждого из оставшихся брендов не дотянули и до 5 тыс. единиц. На шестом месте расположилась Omoda, объемы которой сократились на 13,7%. Десятку замкнули выросший на низкой базе в 2,4 раза Jetour, белорусский Belgee, Exeed и Jaecoo.
«Лады» и «китайцы»
Lada Granta сохраняет звание самой популярной легковой модели в России. В сентябре ее продажи составили 15,9 тыс. единиц, что, впрочем, на 17,8% меньше, чем в начале осени прошлого года. Доля «Гранты» за год снизилась на семь процентных пунктов — с 17,56% до 10,56%.
У другого «вазовского» семейства — Lada Vesta — доля выросла на 1,2 процентных пункта (до 6,99%). «Веста» заняла второе место с показателем 10,5 тыс. экземпляров (рост на 64,8% к сентябрю 2023-го).
Haval Jolion стал самым популярным кроссовером в стране и бестселлером среди иномарок с результатом 9,7 тыс. машин (+68,8%). Пятерку дополнили две Chery — Tiggo 7 Pro Max (7,5 тыс. единиц; +65,1%) и Tiggo 4 Pro (5,55 тыс. единиц; +48%).
Автомобиль Haval Jolion
Кроссовер Geely Monjaro был реализован в количестве 4,9 тыс. единиц (+72,4%), что позволило ему вернуться в пятерку самых популярных кроссоверов и внедорожников (сегмент SUV). Десятку абсолютного рейтинга замкнули Changan CS55 Plus, который отличился ростом в 4,4 раза относительно сентября прошлого года, а также Omoda C5 и две Lada семейства Niva — Travel и Legend. У трех последних зафиксировано снижение продаж по сравнению с сентябрем предыдущего года.
Были предупреждены
Очередной рекорд продаж новых автомобилей, показанный в сентябре, стал следствием решения правительства об индексации утилизационного сбора с октября, а затем и с января следующего года. Об этом «Известиям» заявил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
— Поток покупателей в автосалоны был достаточно большим и прежде, когда повышение утильсбора еще только обсуждалось. После того, как новые ставки были утверждены, он еще больше усилился, и люди стали скупать машины, ввезенные по прежним тарифам, — рассказывает Кадаков.
Как объясняет генеральный директор дилерского холдинга «Автодом» Андрей Ольховский, одним из факторов высоких продаж сентября стала психология покупателя, которую «разогрели» Telegram-каналы и СМИ, сообщая, что цены будут выше за счет роста утильсбора и возникнет нехватка новых автомобилей.
— Другой фактор — возможный рост ставки Банка России. То есть если сейчас берешь дорогой кредит, но инфляция за два года будет существенной, то через два-три года автомобиль будет стоить существенно дороже, чем сегодня, и можно его будет продать, не потеряв в стоимости, даже с учетом переплаты по кредиту, — отмечает Ольховский.
Волна турбулентности
Результат октября будет ниже показателей сентября, но ненамного. У дилеров есть еще определенный «запас прочности» в виде достаточно больших стоков автомобилей, указывает автоэксперт Игорь Моржаретто.
— Тем более что после повышения утилизационного сбора машины не подорожали единомоментно. В дальнейшем продажи будут постепенно снижаться по мере сокращения дилерских запасов и повышения цен на машины. Заметное падение мы увидим в следующем году, когда «старые» автомобили закончатся, а новые партии уже будут ввезены по повышенным ставкам утильсбора, — прогнозирует Моржаретто.
Максим Кадаков уверен, что сентябрьский рекорд не последний, и в октябре рынок покажет похожие результаты. В ноябре и декабре возможно некоторое снижение объемов продаж, но не критическое. А вот наиболее заметное падение, скорее всего, случится в начале следующего года, когда запасы машин у дилеров будут истощены, считает автоэксперт.
— Сейчас рынок вступает в очередную волну турбулентности: компании будут следить за ценами друг у друга, искать способы «растянуть» подорожание автомобилей во времени, предложить покупателям какие-то бонусы и спецпредложения с оглядкой на конкурентов. Очень многие будет зависеть и от вливаний государства в бюджетную сферу: сейчас значительную часть машин покупают люди, работающие в сферах экономики, где заметно вырос уровень дохода. Если объем господдержки этих отраслей снизится, то и продажи машин упадут, — полагает главред «За рулем».
В пресс-службе компании «Борисхоф» предупредили, что цены на автомобили продолжат расти, поскольку у многих производителей значительно увеличится себестоимость ввоза. В октябре на рынке еще останутся автомобили, ввезенные до повышения утильсбора, и они обеспечат объем продаж на околосентябрьском уровне, тогда как далее спрос останется в средних значениях по году.
По итогам 2024 года в России будет реализовано 1,5 млн автомобилей, полагают в компании. Этот результат соответствует уровню 2021 года, когда рынок составил 1,54 млн единиц. Для сравнения: в 2023 году продажи достигли 1,06 млн автомобилей, а в 2022-м — 687 тыс. единиц.
По мнению гендиректора «Автодома» Андрея Ольховского, в октябре и ноябре будет сопоставимый объем продаж при условии поддержек со стороны импортеров в части стоимости кредитов и компенсаций по трейд-ин и прочим программам стимулирования спроса. В декабре ожидается спад, хотя обычно это месяц высоких продаж. Впрочем, если импортерам будет необходимо «добежать» до выполнения годовых планов, то они будет стимулировать продажи и в декабре, считает он.
— Учитывая текущие уровни продаж, скорее всего мы будем в горизонте оптимистичного прогноза на год, а это порядка 1,6 млн штук. Но в следующем году скорее всего будет задел, чтобы пройти исторический уровень в 1,9–2 млн штук, — полагает Ольховский.