Образование

Вместо знаний отчеты. М. Делягин: детей не учат, а учителя бегут из школ

Михаил Делягин.

Очередной учебный год подходит к концу, а вот о школьных проблемах такого сказать, увы, не получается. Они не только не заканчиваются, но и нарастают. Неслучайно тема образования вновь стала одной из наиболее горячо обсуждаемых на недавно прошедшем в Санкт-Петербурге Совете законодателей, который ежегодно проводит Госдума совместно с Советом Федерации.

Не умеют считать?

А проблемы все те же — учителя уходят из школ, молодые специалисты идут неохотно, учить и воспитывать детей педагогам некогда или нет сил и желания, так как нужно заполнять бесконечные отчеты, и за все это — нищенские зарплаты.

Вопрос «Есть ли в школе все необходимые учителя?» скоро встанет в один ряд с вопросом «Есть ли жизнь на Марсе?». Хотя вроде вот она, школа, не на далекой планете, почти в каждом дворе, а что там внутри — чиновникам и контролерам разных уровней неведомо. Есть там учитель физики или химии? Хватает ли преподавателей математики и информатики? Как и чему они учат детей? Вопросы не праздные, ведь президент неоднократно говорил о том, что экономике страны требуются математики, физики, биологи, химики высочайшего уровня — это вопрос стратегической безопасности и научно-технологического лидерства России.

У разных ведомств — разные цифры, сколько же не хватает учителей в школах, и оценки, насколько критична проблема, кардинально отличаются. По данным Минпросвещения, нехватка учителей в школах составляет всего 2%. Глава Минтруда поведал, что к 2030 году потребность в учителях составит почти полмиллиона человек! По данным портала Superjob, число вакансий для педагогов также составляет 500 тыс. Ирина Яровая и вовсе открыла всем глаза: оказывается, министерство направляет заявки в правительство с просьбой привлечь в школы иностранных педагогов, попросту мигрантов, а то своих не хватает.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин привел результаты проверок Счетной палаты: «В школах, особенно сельских, не хватает порядка 30% учителей. В городских есть дефицит преподавателей математики, физики, химии».

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко подтвердила, что кадровый вопрос в образовании до сих пор не решен. И в качестве причины назвала низкие зарплаты. «Зарплата молодого учителя — не просто не конкурентная, на нее невозможно содержать семью… В больших городах зарплата разносчика пиццы — 130 тысяч, а у молодого учителя — плюс-минус 25 тысяч, а иногда и минус. Это очень серьезное препятствие для закрепления (в школах — прим. ред.) молодых учителей», — сказала председатель Совфеда.

Фальсификация учебы

Кто будет работать на таких условиях? Нормальные учителя уходят в репетиторы, потому что у частника нет бесконечных проверок, отчетов, заполнения форм на цифровых платформах: ты даешь детям знания и получаешь за это справедливую плату. То, что школа сегодня — уже не место получения знаний, понимают даже сами дети.

«Мое общение с молодежью это подтверждает, — рассказал aif.ru экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин. — Выпускники школ издевательски цитируют вопросы из базового ЕГЭ по математике вроде задания сопоставить разного рода измеряемые интервалы — от толщины листа бумаги до расстояния между городами — с единицами измерения от миллиметров до километров. Или ЕГЭ по иностранному языку, которое имеет отношение не к его знанию, а вызубриванию наизусть требуемых шаблонов».

Школьники прекрасно видят всю эту ситуацию — когда мероприятия проводятся «для галочки», а учитель прямым текстом заявляет, что «он семь уроков отсидел — и больше в школе находиться не обязан». Учителя не ищут, как сделать урок интереснее и полезнее, а думают, как пройти очередную аттестацию, натаскать учеников на решение типовых задач, которые требуются на ОГЭ или ЕГЭ.

«Кромешная и вынужденная фальсификация заведомо бессмысленной отчетности, замена профессионализма столь же бессмысленным оголтелым и агрессивным формализмом методично приучают детей ко лжи как к единственно возможному образу, если не жизни, то, по крайней мере, деятельности, — продолжает Делягин. — Подрастающее поколение стремительно убеждается в категорической ненужности знаний, так как вокруг них в школе все решают связи и деньги».

Жертвы и агрессоры

Для полноты картины стоит описать саму обстановку в школе. Сегодня учитель — вовсе не авторитет, не статусное лицо, как было в советские времена. Педагог выполняет не миссию нести просвещение в массы, а осуществляет образовательную услугу. Он не может сделать замечание зарвавшемуся хулигану и оградить от него остальной класс — это воспримется как «прессинг ребенка», «насилие над личностью». Не может противостоять слишком наглым родителям, требующим хороших оценок своим чадам. Любые действия учителя можно снять на видео и выложить в открытый доступ, сопроводив нелестными комментариями.

Хотя некоторые учителя не всегда ведут себя достойно, в соответствии с педагогическими принципами. И на детей сыплются фразы: «Жаль, что вас бить и трогать нельзя», «Была бы моя воля, я бы вам показала», «Да как ты смеешь на учителя жаловаться?». Нормальные педагоги уходят, а вот такие остаются — самоутверждаться за счет детей.

В такой ситуации скоро не только хорошие учителя, но и сами дети побегут из школ. И об этом процессе уже говорит все больший рост количества семей, которые выбрали домашнее обучение или частные школы.

Система оболванивания

По словам депутата, дети в современной массовой школе (если не брать топовые) не получают навыков, критически важных в ХХI веке, — умения работать с информацией, критически и творчески мыслить, а не делать по шаблону, думать, а не списывать.

Почему никто из школьников не хочет учить физику, химию, а на ЕГЭ чаще выбирают обществознание? Да потому, что им не показали красоту настоящей науки, азарт исследований и собственных открытий. Для этого в школах должны быть современные лаборатории, оборудование, хорошие компьютеры. Есть они? Да, по плану их оборудуют в новых школах при строительстве, только, опять же, работать там зачастую некому. Должны быть горящие своим делом учителя. Новые стены людей не заменят. А если человек вышел из школы, умея только решать шаблонные задания ЕГЭ, вряд ли из него можно сделать хорошего инженера или врача в университете.

Такое технологическое отставание образования чревато. «Когда государство теряет школу, оно теряет молодое поколение, а значит — будущее страны. Это прямая угроза самому существованию нашей Родины», — предупреждает Делягин.

Как не потерять будущее?

Безусловно, школьные проблемы зашли уже очень далеко. Но это не значит, что надо сидеть сложа руки и наблюдать, чем все кончится. Нужно не на словах, а на деле предпринять реальные шаги по спасению школы: увеличить зарплаты учителей в регионах, вернуть уважение профессии учителя, убрать ненужную отчетность, выровнять нагрузку, чтобы учитель не надрывался на две ставки, дабы выжить, а имел время хорошо готовиться к урокам, заниматься самообразованием.

Пандемия ковида научила нас пользоваться дистанционными и смешанными форматами обучения, онлайн-уроками. Этот опыт очень полезен, такие форматы могли бы помочь решить проблемы не только загруженности учителей, но и отсутствия нормальных условий в классах, когда на 18 кв. метрах занимаются по 30-40 детей. Нужно только не терять здравый смысл и не превращать все уроки в цифровые. Да, это удобно учителю — включил презентацию на уроке, и больше ничего делать не надо. Однако живое общение педагога с ребенком ничем не заменить.

Сейчас много говорят о персонализированной модели образования, индивидуальной траектории обучения для каждого ребенка — чтобы каждый школьник получал современное и интересное именно ему образование и навыки, нужные в реальной жизни, чтобы он всегда имел обратную связь с учителем.

«Для этого можно взять на вооружение модульную систему образования, — считает Михаил Делягин. — Система заданий на уроке линейна, и по ней работает весь класс. В то время как в каждом модуле заложено некое пространство заданий, из которых ученик может выбрать те, которые лучше подходят для выбранной им траектории. Модульное планирование учебного материала позволяет ученикам, двигаясь по разным траекториям, эффективно достигать учебных целей».

У нас еще есть шансы спасти нашу школу, вернуть нашему образованию лидерские позиции, как в советские времена, когда нашу школу изучал и пытался копировать весь западный мир. Но для этого нужны реальные дела, а не пустые обещания, не озвучивание проблем, а их настоящее решение.

По материалам: aif.ru

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»