Вот, дронодел: Renault может навсегда потерять российский рынок
Зачем французской автомобильной компании выпускать БПЛА на Украине
EN
Французский автопроизводитель Renault построит на Украине завод по производству беспилотников, сообщает радио France Info со ссылкой на источники. Производство дронов для Вооруженных сил Украины (ВСУ) планируют организовать совместно с небольшой французской оборонной компанией на удалении от линии фронта. Эксперты считают, что этот шаг может закрыть для Renault возможность возвращения на российский рынок. Подробности — в материале «Известий».
Ждут подробностей
Впервые о таком «взаимовыгодном» партнерстве с Украиной рассказал министр обороны Франции Себастьян Лекорню.
«Крупная французская автокомпания, я не буду называть ее название, потому что они сами объявят об этом, объединит усилия с французской оборонной компанией из сектора малого и среднего бизнеса, на базе которой мы оснастим производственные линии на Украине, чтобы иметь возможность производить дроны», — заявил он.
Министр Вооруженных сил Франции Себастьян Лекорню
По его словам, выгоду от предприятия приобретет не только Украина, но и армия Франции, так как военные получат современные беспилотники и будут обеспечены постоянной тактической и оперативной подготовкой, как и должно быть в условиях вооруженного конфликта. Он признал, что производством и разработкой БПЛА займутся украинцы.
Позже радио France Info заявило, что речь идет о Renault. Французский автопроизводитель подтвердил агентству Reuters, что министерство обороны связалось с компанией по поводу возможности производства беспилотников.
«Обсуждения состоялись, но на данном этапе решение не принято, поскольку мы ждем от министерства дополнительных подробностей по этому проекту», — говорится в заявлении компании. Таким образом Renault косвенно подтвердила информацию СМИ.
Странный выбор
Многие автопроизводители традиционно являются поставщиками техники для вооруженных сил, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты. Некоторые, в ожидании роста европейских расходов на вооружение, заявили о намерении производить военную технику на своих заводах. Это, например, Porsche, чей автобизнес понес серьезные убытки.
Однако производить военную технику для своей страны и на экспорт — это одно, а строить завод по производству БПЛА на территории Украины — совсем другое, считает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. Он напомнил о судьбе основателя марки Луи Рено, заводы которого в годы оккупации Франции работали на Германию. Рено был арестован по обвинению в промышленном сотрудничестве с нацистами и умер в тюрьме.
Выбор Renault в качестве производителя дронов эксперты называют странным. Исторически компания выпускала самолеты и танки, однако производство военной техники осталось у Renault Trucks, которое с 2001 года принадлежит концерну Volvo AB.
«Потеряли рынок»
Автомобилестроительная корпорация Renault утратила свою долю на авторынке и теперь сосредоточится на производстве беспилотников для Украины, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
«Видимо, реалистично оценивают свои автомобильные перспективы — потеряли рынок», — сказала она.
На первый взгляд показатели Renault выглядят стабильно. В 2024 году компания показала небольшой рост продаж — 1,3%, реализовав по всему миру 2,3 млн автомобилей. В первом квартале этого года она также вышла в плюс — 2,9%, 565 тыс. автомобилей. Таких результатов удалось добиться благодаря запуску новых моделей, в том числе недорогих гибридов. Однако с новинками оказалось не всё так гладко. Так, у кроссовера Dacia Duster возникли проблемы с проводкой АБС, а у электромобилей Renault 5 и Alpine A290 проблемы с запуском из-за неисправного инвертора.
Несмотря на увеличение выручки в 2025 году, чистая прибыль Renault сократилась почти втрое — до €752 млн. В основном из-за негативного эффекта от продажи акций Nissan и обесценения инвестиций Renault в японского автопроизводителя. В первом квартале этого года убытки Nissan сократили прибыль Renault на €2,2 млрд.
В этом году Renault ожидает операционную рентабельность на уровне не менее 7%, что на 0,6% меньше, чем в 2024-м.
В поисках лития
Французский автопроизводитель продает автомобили в основном в Европе, и чтобы соответствовать новым ограничениям по выбросам, ему нужно, чтобы на электромобили приходилось около 20% продаж, отмечает источник Reuters. По результатам первого квартала на чистые «электрички» приходится только 13,5%, тогда как на гибриды — 31%.
Между тем руководство нескольких европейских автомобильных компаний выражает беспокойство, что жесткий контроль Китая за экспортом редкоземельных металлов может парализовать производство, пишет Reuters.
Сейчас, по данным консалтинговой компании AlixPartners, Китай контролирует до 70% мировой добычи редкоземельных элементов, 85% перерабатывающих мощностей и около 90% производства сплавов. Для выпуска среднестатистического электромобиля требуется 0,5 кг редкоземельных элементов, а автомобиль на ископаемом топливе потребляет всего половину этого количества, подсчитали в Международном энергетическом агентстве.
Вполне возможно, что под «взаимовыгодным» сотрудничеством, которому склоняют Renault, подразумевается доступ компании к запасам редкоземельных металлов, расположенным на украинской территории. Однако военный эксперт Илья Мощанский в беседе с «Известиями» обратил внимание на тот факт, что, например, единственное разведанное еще в советское время месторождение лития находится в поселке Шевченко Донецкой Народной Республики.
— Зеленский продал американцам воздух и французам тоже продаст воздух, — отметил Илья Мощанский.
Эксперт предположил, что производство БПЛА может быть своеобразным способом обойти китайские ограничения по поставкам дронов на Украину.
— Я не заметил, чтобы в Renault были специалисты по БПЛА. Возможно, их будут делать из китайских комплектующих. Китайцы запретили поставлять «Мавики» Украине и вообще обрезают поставки. У Renault было два рынка, близких по размеру, французский и российский. Сделали себе самострел, — отметил Мощанский.
В мае 2022 года автоконцерн Renault передал свои российские активы государственным структурам за символический 1 рубль, но с правом выкупа прежней доли в течение шести лет. Убытки от ухода с российского рынка компания оценила в €2,3 млрд.
В феврале этого года генеральный директор Renault Лука де Мео намекнул, что компания может вернуться в Россию.
Есть два пути
Однако после истории с дронами с возвращением могут возникнуть проблемы. Если французский автопроизводитель намерен собирать БПЛА на Украине, государством должны быть предприняты меры, которые бы не позволили ему вернуться на наш рынок в будущем, считает заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по взаимодействию с ОНК Александр Холодов.
— Планы Renault выпускать на Украине БПЛА могут нести для самой компании серьезные репутационные потери. Я сильно сомневаюсь, что после такого шага бойцы, вернувшиеся с СВО, приобретут себе автомобиль этой марки, даже если он поставляется по параллельному импорту. Более того, это решение может привести к репутационным потерям компании и в странах, которые поддерживают позицию России, и где Renault представлен официально. Это прежде всего рынки Африки, Азии и Латинской Америки, — рассказал он «Известиям».
По словам Александра Холодова, компаниям, которые ушли с российского рынка, в том числе и автопроизводителям, необходимо определиться.
— Либо они предпринимают шаги для официального возвращения в нашу страну на определенных условиях, либо поддерживают нашего противника, в том числе поставкой и производством для него вооружения. Тем, кто решит пойти по первому пути, необходимо прежде всего уладить вопросы с дилерами и клиентами, которых они оставили, уходя с нашего рынка: к таким фирмами есть немало претензий, судебных исков и исполнительных производств. Тем же, кто предпочтет второй вариант, о российском рынке стоить забыть, — считает Холодов.
Возвращение невозможно
Возвращение компании Renault на российский рынок в настоящий момент невозможно в принципе, уверен партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
— Независимо от того, будет или нет французская компания собирать военную технику на Украине и поставлять ее этой стране, в настоящий момент для возвращения Renault и других фирм, даже несмотря на заявление некоторых их менеджеров, нет юридических оснований — действуют санкции, которые просто не дадут возможность сделать это, — считает Моржаретто.
Не поможет французам и тесная в прошлом технологическая связь с АвтоВАЗом: так, новая Iskra построена на французской платформе, модернизированной силами российского автопроизводителя.
— Renault с АвтоВАЗом сейчас не связаны никак, между ними нет никаких контактов. Если они в первое время помогали поставлять какие-то комплектующие, то сейчас найдены другие поставщики. Ни мы на них не повлияем, ни они на нас, — отмечает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.