Всё фиолетово: Deep Purple на русских стримингах, Dua Lipa — в чартах
Главные музыкальные новинки недели
Deep Purple выпускают первую песню с новым гитаристом, дочь Уилла Смита уходит в джаз, а «Пикник» возвращается со свежим студийным материалом. Если и можно как-то объединить релизы, попавшие в наш новый музыкальный обзор, то это будет лозунг «вопреки всему». Выбранные новинки появились вопреки возрасту их создателей, вопреки стереотипам, наконец, вопреки трагическим ассоциациям. И да, силы духа авторам не занимать. Подробности — в «Известиях».
Deep Purple — Portable Door
Легенды хард-рока Deep Purple явно хотят повторить феномен живучести своих старших товарищей The Rolling Stones. В 2023-м группа отметила 55-летие основания, а еще годом ранее праздновала полувековой юбилей своей главной пластинки — Machine Head. И вот на дворе 2024-й, а квинтет (в том числе трое участников того самого «золотого» состава Mark II, который создал Smoke On The Water) по-прежнему в строю и готов выпустить новый альбом. Лонгплей получит математическое название «=1» (заразились от Эда Ширана?), и первый сингл из него уже можно оценить, в том числе и на наших стримингах. Россия для «темно-фиолетовых» практически родная, здесь их любят едва ли не больше, чем на родине. И, похоже, даже нынешние непростые обстоятельства не в силах эту взаимную страсть поколебать. Ну а что же песня?
Она оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, это те самые Deep Purple, будто законсервированные в прошлом. Голос Йена Гиллана последние лет 20 уже не особо меняется, саунд Йена Пэйса и Роджера Гловера — тем более. Ну а младшие коллеги Дон Эйри и Саймон Макбрайд, где нужно, подставляют плечо ветеранам. К слову, это студийный дебют Макбрайда с Deep Purple. Ранее гитарист подменял Стива Морса на концертах, но в 2022-м последний окончательно ушел из группы, чтобы ухаживать за больной раком женой. Повлияло ли обновление состава на суть? Ничуть. И это скорее минус. Есть ощущение, что музыканты всё делают на автомате, даже не пытаясь освежить старые лекала. А ведь их предыдущая работа Turning to Crime из кавер-версий чужих песен 1940-х — начала 1970-х как раз обладала той свежестью и драйвом, которых не хватает теперь. Но, может, стоит дождаться выхода диска, чтобы делать выводы?
Dua Lipa — Radical Optimism
К релизу своего третьего альбома Дуа Липа подошла со всей основательностью. Еще прошлым летом она напомнила о себе участием в саундтреке нашумевшего фильма «Барби» — песня Dance the Night стала ее первым сольным релизом с 2020 года. В ноябре 2023-го подоспел и сингл Houdini из будущего лонгплея. Его и еще один трек Training Season певица исполнила на церемонии вручения премий Grammy. А уж сколько было появлений с этими композициями во всех телешоу — не перечесть. В общем, если кто-то забыл о существовании такой звезды, за последние месяцы ему наверняка пришлось о ней вспомнить. Однако это как раз тот случай, когда чрезмерно разогретые ожидания только мешают восприятию диска.
Не то чтобы Radical Optimism плох, но в нем нет и ничего необычного, а уж тем более радикального, вопреки названию. Симпатичный дэнс-поп, которого к тому же попросту немного (чуть более получаса музыки, причем треть из нее мы уже слышали в виде синглов), радует слух приятными мелодиями, насыщенным вокалом Дуа Липы и выразительными битами. Но — и забывается почти сразу после прослушивания. На долгоиграющие хиты с натяжкой тянут разве что те самые Houdini и Training Season (хотя, может, мы просто уже привыкли к ним?), плюс подкупает своей ностальгической попсовостью Falling Forever. Впрочем, чего у свежей пластинки не отнять, так это оптимизма. Хотя бы в этом заглавие не обмануло.
Willow — Tiny Desk Concert
Тема детей звезд (в англоязычных медиа даже появился специальный термин nepo babies) в последнее время звучит всё громче. Публика не без язвительности обсуждает кулинарные амбиции и светские выходы Бруклина Бэкхема, критикует актерские работы Лили-Роуз Депп и недоумевает по поводу рэп-дебюта 10-летней Норт Уэст, которая на днях еще и клип со своим и папиным участием срежиссировала. Так и хочется в тот же ряд поставить выход Empathogen, альбома Уиллоу Смит, дочери Уилла и Джаны Пинкетт-Смит. Но, во-первых, не стоит забывать, что в этом году карьере девушки будет уже 14 лет и в ее дискографии это шестой лонгплей. Не шутки! А во-вторых, достаточно послушать свежее выступление Уиллоу на камерном шоу Tiny Desk Concert, чтобы начать относиться к ней всерьез. Сет-лист концерта включает пять композиций, три из которых с нового диска, и стилистически они сильно отличаются от того, что пела Уиллоу прежде. Это очень оригинальный вариант джаза, дополнительное обаяние которому придает специфический вокал: у Смит грудной, даже порой грубоватый нижний регистр и нежные, тающие верха. Возможно, ее голос нельзя назвать выдающимся, однако то, как виртуозно Уиллоу справляется с отнюдь не простыми мелодиями, подкупает. Папа может гордиться.
Пикник — «Гитары тихие рыданья»
Группа «Пикник» выпустила первую новую песню после трагедии в «Крокус Сити Холле». Музыканты подчеркивают: композиция была написана еще четыре месяца назад. И всё же нельзя не усмотреть в самом ее названии и тексте припева («Но тайно / Гитары тихие рыданья / Гитары тихие рыданья / К тебе доносятся еще») отклика на произошедшее. Предвидение? Почему бы и нет. Пророческим даром «Пикник» определенно обладает. Как тут не вспомнить прошлый сингл «Ничего не бойся», выпущенный незадолго до мартовских событий! В нем, напомним, были строчки: «Ничего, ничего не бойся / Ни огня, ни звенящую тень / Утром кровью своей умойся / И встряхни расцветающий день».
Но, может, и не стоит рассматривать всё творчество «Пикника» через призму случившегося. И самим фактом продолжения своей деятельности Эдмунд Шклярский со товарищи призывает нас идти дальше и не сдаваться. А коли так, надо попробовать вслушаться в «Гитары тихие рыданья», абстрагируясь от пугающих ассоциаций. И мы услышим красивую запоминающуюся мелодию, в которой легкий налет меланхолии и ностальгии сочетается с ощущением несгибаемого внутреннего стержня. Как, наверное, и у самих артистов.
Женя Любич — «Часы»
Свежий трек «русской француженки» Жени Любич на самом деле имеет большую историю. Как рассказывает сама исполнительница, первую версию она написала еще в 2007 году, но тогда не вполне была ею довольна и отложила набросок. Позже Женя переработала композицию и года с 2010-го стала периодически исполнять на концертах. До студийной записи руки, впрочем, всё не доходили. Наконец в 2022-м, в процессе работы над фильмом «Марш утренней зари», где Женя поет «Часы» a cappella (без сопровождения), певица решила все-таки довести дело до конца и дать песне жизнь на стримингах. Не зря, поскольку мелодия и впрямь очень обаятельная. И в обновленной аранжировке, звучащей особенно интимно и прозрачно, она расцветает. Полуакустическое звучание с доминирующей гитарой напоминает одновременно о французском шансоне (не путать с блатным репертуаром) и о босса-нове. Но надо быть готовым к тому, что простенький припев засядет в памяти надолго и заставит не раз еще мурлыкать себя под нос.
«Свадьбы и похороны»
К концептуальным рок- и даже поп-альбомам мы привыкли, но вот в сфере классической музыки исполнители куда чаще фокусируются на конкретном произведении или композиторе, нежели на сквозной идейной драматургии. Новый диск скрипача Даниила Когана, пианиста Арсения Тарасевича-Николаева и виолончелистки Марии Зайцевой «Свадьбы и похороны» — редкий пример обратного. Сочинения Клода Дебюсси, Мориса Равеля и Сезара Франка объединяет не только принадлежность авторов к одной национальной традиции (французской) и более-менее одна эпоха (конец XIX — первая четверть XX века), но и тема. Точнее, две темы: жизни и смерти. Сонату для скрипки и фортепиано Дебюсси сочинил незадолго до кончины, это его творческое завещание. В свою очередь, Соната для скрипки и виолончели Равеля посвящена как раз памяти Дебюсси. Ну а у завершающей альбом Сонаты для скрипки и фортепиано Франка тоже есть адресат — скрипач Эжен Изаи, но повод куда более позитивный: свадьба исполнителя. Получается своеобразная трилогия, причем еще и подчеркнутая составом: в первом и последнем опусе скрипку сопровождает фортепиано, а в центральном она звучит вместе с виолончелью.
Впрочем, простота противопоставления радостного и трагического здесь обманчива. В романтическом сочинении Франка немало драмы, и, наоборот, у Дебюсси и Равеля, работающих с материалом уже как композиторы XX века, света больше, чем тьмы.
Плейлист «Известий»
В нашем плейлисте сегодня доминирует гитарное звучание. Рок у Deep Purple и «Пикника», фолк у Green Apelsin, босса-нова у Жени Любич. Ну а завершают подборку тоже струнные, только уже академические: скрипка и виолончель в сонате Равеля.