Взаимный расчет: товарооборот РФ со странами ШОС может достичь $400 млрд
Какие вопросы остаются пока нерешенными
В Минэке рассчитывают на обновление рекордных значений по товарообороту России со странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС): по итогу года этот показатель может достичь около $400 млрд, сообщили «Известия» в министерстве. Такие ожидания основаны на росте экспорта несырьевых и неэнергетических товаров. Ранее премьер Михаил Мишустин заявил, что в первом полугодии этот показатель уже увеличился на 5,5%. Вместе с тем он призвал усилить совместную работу, в частности устранить препятствия по взаимным расчетам в нацвалютах. Какие еще вопросы необходимо решить для укрепления сотрудничества в организации, разбирались «Известия».
Увеличение обмена
Товарооборот России со странами ШОС в 2023 году увеличился почти на 25% по сравнению с 2022 годом и достиг $333 млрд, сообщал ранее глава Минпромторга Антон Алиханов. При этом прямые инвестиции РФ в государства организации достигли $10,2 млрд, примерно столько же получил российский бизнес.
«С учетом текущей динамики торговли ожидаем обновления рекордных значений по товарообороту России со странами ШОС. По итогу года рассчитываем приблизиться к $400 млрд по данному показателю, в том числе за счет роста экспорта несырьевых и неэнергетических товаров», — сообщили «Известиям» в Минэке.
Однако остаются вопросы, требующие единогласного решения ШОС, — в частности, учреждение Финансового фонда под реализацию многосторонних проектов в приоритетных секторах экономики.
«Создание собственного независимого финансового института позволит государствам — членам ШОС в полной мере раскрыть потенциал сотрудничества на торгово-экономическом треке, а также придаст новый импульс развитию инфраструктуры и взаимосвязанности в регионе», — считают в министерстве.
Также необходимо полноценно запустить работу Ассоциации инвесторов ШОС, отметили в Минэке. Ожидается, что это станет стимулом для взаимных инвестиций в перспективные проекты на пространстве организации, а также создаст дополнительные возможности для диверсификации источников финансирования.
«При совместном председательстве России и Китая, которое пройдет в Год устойчивого развития ШОС, планируем координировать наши совместные усилия по развитию рынков устойчивого финансирования. В частности, наладить взаимодействие между регуляторами, упростить условия ведения бизнеса с учетом ESG-требований, привлечь дополнительные устойчивые инвестиции в регион ШОС. Для достижения поставленных задач считаем приоритетным утверждение регламента работы Специальной рабочей группы государств — членов ШОС по вопросам изменения климата», — рассказали «Известиям» в ведомстве.
Голос ШОС может сыграть решающую роль в выработке общеприемлемых моделей справедливого перехода к климатической нейтральности. Диалог назрел, и к нему необходимо привлекать все заинтересованные стороны, включая Деловой совет организации, считают в министерстве.
Конфликты интересов
Товарооборот между странами ШОС растет, но это в большей степени обусловлено так называемым разворотом России на Восток и увеличением ее торговли с государствами — членами ШОС, заметил доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений ГУУ Евгений Смирнов.
— Также растет и торговля Китая со странами — членами организации. Однако в рамках ШОС ключевым барьером для дальнейшего развития взаимного экономического сотрудничества выступают различающиеся стратегии и национальные политики стран, что, безусловно, усложняет реализацию совместных проектов. Так, в ШОС, с одной стороны, входит Индия, а с другой — Пакистан — фактически противоборствующие силы, — сказал «Известиям» эксперт.
Кроме того, по его словам, существенно расходятся экономические и политические интересы Китая и Индии.
По мере расширения ШОС, членами которого за последние годы стали Иран и Беларусь, разнонаправленность интересов стран организации может стать всё более выраженной, заметил Евгений Смирнов. Поэтому странам необходимо искать общие точки соприкосновения прежде всего экономических интересов.
— В частности, остаются нерешенными вопросы, связанные с формированием зоны свободной торговли, а также по поводу развития энергетического сотрудничества стран-членов. Например, что касается свободы торговли, страны — члены ШОС во взаимной торговле до сих пор необоснованно вводят нетарифные ограничения, — заметил он. — Сама же взаимная торговля развивается и растет во многом благодаря двусторонним отношениям государств, входящих в ШОС, а их экономические связи больше тяготеют к России или Китаю. Таким образом, возникают определенные дисбалансы во взаимной торговле.
Кроме того, чтобы ШОС как объединение стран достигла своей экономической зрелости, необходимо создание институциональных структур, которые бы регулировали разные направления и уровни взаимодействия, включая торговлю (включая в перспективе разработку единой торговой политики стран — членов ШОС по отношению к третьим странам) и энергетическое сотрудничество. Однако такие структуры до сих пор не были созданы, что не позволяет полноценно развивать многие направления сотрудничества.
— Внутренние противоречия между странами ШОС пока не позволяют ей полноценно развивать экономическое сотрудничество именно в формате объединения, а не только на двустороннем уровне. Поэтому пока ШОС лишь остается форумом стран по решению некоторых проблем, в частности связанных с безопасностью. Китай, хотя и является членом ШОС, пока в одностороннем порядке решает проблемы экономического сотрудничества с отдельными странами Центральной Азии, используя собственные рычаги путем заключения множества торговых и инвестиционных сделок с этими странами, — сказал Евгений Смирнов.
Сотрудничество в сфере создания зоны свободной торговли остается одним из приоритетных направлений кооперации в рамках ШОС, поскольку в последние годы многие глобальные цепочки испытывают сбои, трансграничные прямые инвестиции стали нестабильными, а многие страны вводят всё больше протекционистских барьеров в своей внешней торговле
— В целом необходима более тесная кооперация между странами именно на уровне ШОС в решении не только вопросов торговли, но также и в сфере транспорта, образования, защиты окружающей среды, и это во многом будет способствовать в перспективе более тесной кооперации стран — членов ШОС в сфере полноценного инвестиционного сотрудничества, — считает эксперт.
Точки роста
Сфера инфраструктурного развития в регионе, укрепления связанности и диверсификации транспортно-логистических цепочек имеет ключевое значение для наращивания внешнеэкономического взаимодействия в регионе ШОС, сказала «Известиям» эксперт Института международной экономики и финансов ВАВТ Ольга Пономарева.
— Отдельные страны организации (Иран, Индия, Пакистан, Казахстан) расположены в регионе развития МТК «Север – Юг», реализация этого регионального мега-проекта зависит от успешной координации усилий заинтересованных сторон как в лице государства, так и бизнеса, — отметила она.
В регионе ШОС действует большое количество различных соглашений о взаимной либерализации торговли и инвестиций — с разными форматами уступок, масштабами и глубиной предоставляемых преференций.
Необходимо проанализировать, в каких сферах государства-члены могут гармонизировать торговые режимы и активизировать внешнеторговое сотрудничество, содействуя формированию устойчивых цепочек поставок и кооперации в регионе, подчеркнула Ольга Пономарева.
Из фокуса сотрудничества организации, по ее мнению, не должны выпадать новые сферы регулирования, по которым нормы и правила еще формируются на национальном уровне, обсуждаются на других международных площадках.
— К таким сферам относятся уже упомянутые механизмы международных расчетов в альтернативных евро и доллару валютах, а также процессы всесторонней цифровизации экономики, перехода к зеленому развитию и технологическое взаимодействие, — считает эксперт.
Укрепление экономического сотрудничества между странами ШОС необходимо не только в сфере взаимной торговли, подтвердила руководитель Центра-ОЭСР ИПЭИ Президентской академии Антонина Левашенко.
— Остается нераскрытым потенциал в сфере международного финансирования проектов, для этого необходимо создание финансового института развития на уровне ШОС по аналогии с ЕАБР или NDB БРИКС. Необходимо также устранение барьеров в сфере движения капиталов, то есть упрощение прямого инвестирования между странами ШОС, доступа участников финансового рынка из стран ШОС на рынки стран — партнеров по организации, доступа экспортеров услуг, в первую очередь финансовых, — сказала «Известиям» эксперт.
Крупным международным организациям, как правило, нужны наднациональные финансовые структуры — фонды, банки, чтобы совместно финансировать проекты развития и инвестиционные проекты, увеличивающие связанность, заявил «Известиям» директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов.
— Это сложный вопрос, он не раз поднимался в ШОС, но и потенциальный эффект от создания подобной структуры может быть немалым, — сказал он.
Минпромторг переадресовал запрос «Известий» в Минэк.