Взять на каботаж: перевозчики жалуются на демпинг со стороны конкурентов из КНР
За счет чего азиатские компании снижают тарифы и почему дальнобойщики в РФ опасаются последствий экспансии китайских коллег
EN
Китайские перевозчики начали работать в России по схеме каботажа, что сейчас разрешено только фирмам из стран ЕАЭС, рассказали «Известиям» в ассоциации «АвтоГрузЭкс». Фуры из КНР заезжают на территорию страны с грузом, но после доставки, чтобы не ехать пустыми, берут дополнительные заказы по РФ, демпингуя и снижая тарифы на 20% ниже рынка. Китайцы имеют ряд экономических преимуществ — пока они не оплачивают сборы и штрафы за перегруз. Конкурировать с ними в таких условиях, утверждают в отрасли, способны только компании из серой зоны. Отечественные перевозчики уже направили в кабмин письмо с просьбой решить вопрос — по их словам, из-за действий иностранных коллег они оказались в предбанкротном состоянии. При этом в Минтрансе напомнили, что в конце февраля был принят закон, предусматривающий штрафы за неправомерное осуществление каботажа иностранцами. А уже в сентябре планируется запуск информсистемы для контроля за международными автоперевозками.
Как азиатские перевозчики снижают цены
Российские автоперевозчики из ассоциации «АвтоГрузЭкс» пожаловались председателю правительства РФ Михаилу Мишустину на китайских конкурентов, которые с марта 2025 года начали демпинговать, выдавливая отечественные транспортные фирмы с маршрутов на территории страны. Ассоциация направила письмо и в Ространснадзор с жалобами на нарушения правил международных перевозок азиатскими партнерами.
— Китайцы берутся за любые заказы, независимо от соответствия транспорта требованиям или сложности задачи, называют цены ниже рыночных, — рассказал «Известиям» замгендиректора по логистике 3PL-оператора NC Logistic Артем Васканян.
Фактически они занимаются каботажными перевозками, которые с 1 марта 2025 года разрешены только для фирм из стран ЕАЭС. Речь идет о перевозках товаров иностранными компаниями с погрузкой и выгрузкой внутри страны. Но с Китаем договора о каботаже нет, отмечает участник рынка.
Иностранные водители маскируют его под международные перевозки с частичной разгрузкой в нескольких пунктах на территории России, сообщается в письме ассоциации в Ространснадзор.
После выполнения международного рейса они всерую берут груз для доставки по РФ, хотя по действующему законодательству не имеют на это права, отмечают в ассоциации. Проверить, была ли полной выгрузка, правоохранителям пока сложно.
— Официальной статистики каботажа по китайским ТС нет — это серая сторона перевозок, — утверждают в группе компаний ГЛТ.
По информации «АвтоГрузЭкс», разница в тарифах между работающими в правовом поле российскими транспортниками и остальными доходит до 20%.
— Наши компании теряют грузы, которые перевозили от границ с Китаем, — сообщил Артем Васканян. — К примеру, китайская фура привезла груз в Екатеринбург. Чтобы не возвращаться порожним, водитель берет местный заказ и везет его до Благовещенска. Выполнить рейс он может дешевле, чем российские перевозчики.
Как сообщали в «АвтоГрузЭкс», серым каботажем могут везти сборные грузы, технику и стройоборудование, продукты (сахар, зерновые и т.п.), стройматериалы, продукцию пищевого производства, бытовую технику, электронику (от смартфонов до чипов) и промышленное оборудование. Также в перечне могут быть потребительские товары — одежда, мебель, продукция народного потребления.
Если после завершения международной перевозки китайская компания взяла обратную загрузку и совершила серию рейсов с выгрузкой на территории России, то это нарушение, отметил президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов.
Ассоциация в своем письме попросила Ространснадзор осуществить проверку соблюдения действующего законодательства РФ китайскими перевозчиками. Особо подчеркивается, что серым каботажем занимаются не все международные транспортные компании из КНР, а лишь недобросовестные, нарушающие договоренности двух стран.
Какой вред может нанести серый каботаж
— Китайские перевозчики могут снижать цены за счет выгодных ставок лизинга, цен на технику, национальных льгот и пр. У иностранцев другая налоговая нагрузка, в результате себестоимость логистического процесса у них ниже, — сообщили «Известиям» в департаменте международных перевозок ГК ГЛТ.
В этом российские логисты видят неравноправные условия для бизнеса.
— Конкурентные преимущества у иностранцев в том, что у них нет проблем с запчастями и обновлением транспорта. Они находятся в более выгодном экономическом положении, — сказал «Известиям» директор по транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК» Виталий Скуратов.
По словам директора филиала ILC в Шанхае Андрея Есина, автоматические пункты весового контроля сегодня не штрафуют фуры с китайскими номерами (их нет в российских базах), из-за чего для иностранцев меньше риск заработать многомиллионные штрафы при езде с перегрузом.
Дополнительные трудности на российских автоперевозчиков накладывает и общая ситуация в экономике.
— К первому кварталу 2025 года себестоимость грузоперевозок в России выросла на 12%, лизинговые платежи поднялись до 27—28%, а затраты на ремонт — на 20%, — рассказал «Известиям» Вадим Филатов со ссылкой на ATI.su.
Покрыть их сложно, так как на рынке существенный дефицит грузов, а средний уровень тарифов снизился на 19,1%, до 52,3 руб. за км. В результате перевозчики уже оказались в предбанкротном состоянии, говорит эксперт. Работать с такими тарифами могут игроки из серой зоны, демпингуя за счет оптимизации налогов и сборов, отмечает участник рынка.
Снижение тарифов за счет недобросовестной конкуренции со стороны иностранцев может привести к уходу с рынка ряда российских перевозчиков, считает он.
В своем письме в правительство ассоциация «АвтоГрузЭкс» просит власти более активно осуществлять мониторинг ситуации с международными автоперевозками в свете риска неравноправной конкуренции со стороны иностранцев.
— Важно выяснить, с какими грузоотправителями в России чаще всего сотрудничают серые каботажники, а затем обратиться в ФНС с просьбой их проверить, — считает Вадим Филатов. — А на транзитных маршрутах важно установить пункты мобильного контроля Ространснадзора.
В будущем исключить нарушения международных перевозок позволит переход на цифровую площадку «Гослог» с интеграцией со схожими платформами в Китае и Индии, отмечает участник рынка.
В Минтрансе «Известиям» рассказали, что 28 февраля 2025 года принят закон, предусматривающий наказание за неправомерное осуществление иностранцами каботажных автоперевозок. Штраф — от 150 тыс. до 200 тыс. рублей.
Контроль за нарушителями будет вестись в режиме постоянного рейда на стационарных и передвижных пунктах, подчеркивают в Ространснадзоре.
Для контроля международных перевозок и каботажа предполагается ввод в эксплуатацию с 1 сентября 2025 года отдельной информационной системы. Без запуска ее в эксплуатацию контроль за каботажными автоперевозками осуществляться не может, добавили в Минтрансе.
«Известия» направили запросы в правительство РФ и ФТС, а также в посольство КНР и крупным иностранным перевозчикам.
Где работают иностранные транспортники
Если китайские компании занимаются каботажными перевозками, которые разрешены только для стран ЕАЭС, то это связано с недостаточной регуляцией на местах и правовыми лазейками, сказал «Известиям» коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев.
Иностранцы в рейсах по России снижают цены за счет невысоких затрат на операционные расходы, субсидий от своих правительств или эффективных бизнес-моделей, сообщал участник рынка.
— Агрессивное продвижение и демпинг — особенности менталитета китайских перевозчиков, — отметил Артем Васканян. — Клановость и языковой барьер вносят коррективы в их работу. Зачастую в составе команды лишь несколько водителей владеют русским языком, что создает зависимость остальных от лидера и вынуждает их передвигаться в составе группы. Это в свою очередь затрудняет коммуникацию и контроль за ходом перевозки.
— Если условия для ведения бизнеса останутся прежними, российским компаниям станет сложно противостоять китайским с их доступом к дешевому финансированию и современному транспорту, — считает Артем Васканян.
В зоне интереса зарубежных компаний находятся юго-западное и западное направления (в сторону Белоруссии), южные направления (в сторону Армении), часть Приволжского федерального округа, южный Урал и Сибирь (направления в сторону Казахстана и Киргизии), рассказал «Известиям» директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.
В сложившейся ситуации многие зарубежные компании пытаются осуществлять каботажные перевозки, несмотря на возможные штрафы за каждую незаконную перевозку от 150 тыс. до 200 тыс. рублей, отмечает эксперт.