Экономика

Взять на каботаж: перевозчики жалуются на демпинг со стороны конкурентов из КНР

За счет чего азиатские компании снижают тарифы и почему дальнобойщики в РФ опасаются последствий экспансии китайских коллег

Взять на каботаж: перевозчики жалуются на демпинг со стороны конкурентов из КНР

EN

Взять на каботаж: перевозчики жалуются на демпинг со стороны конкурентов из КНР

Китайские перевозчики начали работать в России по схеме каботажа, что сейчас разрешено только фирмам из стран ЕАЭС, рассказали «Известиям» в ассоциации «АвтоГрузЭкс». Фуры из КНР заезжают на территорию страны с грузом, но после доставки, чтобы не ехать пустыми, берут дополнительные заказы по РФ, демпингуя и снижая тарифы на 20% ниже рынка. Китайцы имеют ряд экономических преимуществ — пока они не оплачивают сборы и штрафы за перегруз. Конкурировать с ними в таких условиях, утверждают в отрасли, способны только компании из серой зоны. Отечественные перевозчики уже направили в кабмин письмо с просьбой решить вопрос — по их словам, из-за действий иностранных коллег они оказались в предбанкротном состоянии. При этом в Минтрансе напомнили, что в конце февраля был принят закон, предусматривающий штрафы за неправомерное осуществление каботажа иностранцами. А уже в сентябре планируется запуск информсистемы для контроля за международными автоперевозками.

Как азиатские перевозчики снижают цены

Российские автоперевозчики из ассоциации «АвтоГрузЭкс» пожаловались председателю правительства РФ Михаилу Мишустину на китайских конкурентов, которые с марта 2025 года начали демпинговать, выдавливая отечественные транспортные фирмы с маршрутов на территории страны. Ассоциация направила письмо и в Ространснадзор с жалобами на нарушения правил международных перевозок азиатскими партнерами.

— Китайцы берутся за любые заказы, независимо от соответствия транспорта требованиям или сложности задачи, называют цены ниже рыночных, — рассказал «Известиям» замгендиректора по логистике 3PL-оператора NC Logistic Артем Васканян.

Фактически они занимаются каботажными перевозками, которые с 1 марта 2025 года разрешены только для фирм из стран ЕАЭС. Речь идет о перевозках товаров иностранными компаниями с погрузкой и выгрузкой внутри страны. Но с Китаем договора о каботаже нет, отмечает участник рынка.

Взять на каботаж: перевозчики жалуются на демпинг со стороны конкурентов из КНР

Иностранные водители маскируют его под международные перевозки с частичной разгрузкой в нескольких пунктах на территории России, сообщается в письме ассоциации в Ространснадзор.

После выполнения международного рейса они всерую берут груз для доставки по РФ, хотя по действующему законодательству не имеют на это права, отмечают в ассоциации. Проверить, была ли полной выгрузка, правоохранителям пока сложно.

— Официальной статистики каботажа по китайским ТС нет — это серая сторона перевозок, — утверждают в группе компаний ГЛТ.

По информации «АвтоГрузЭкс», разница в тарифах между работающими в правовом поле российскими транспортниками и остальными доходит до 20%.

— Наши компании теряют грузы, которые перевозили от границ с Китаем, — сообщил Артем Васканян. — К примеру, китайская фура привезла груз в Екатеринбург. Чтобы не возвращаться порожним, водитель берет местный заказ и везет его до Благовещенска. Выполнить рейс он может дешевле, чем российские перевозчики.

Как сообщали в «АвтоГрузЭкс», серым каботажем могут везти сборные грузы, технику и стройоборудование, продукты (сахар, зерновые и т.п.), стройматериалы, продукцию пищевого производства, бытовую технику, электронику (от смартфонов до чипов) и промышленное оборудование. Также в перечне могут быть потребительские товары — одежда, мебель, продукция народного потребления.

Если после завершения международной перевозки китайская компания взяла обратную загрузку и совершила серию рейсов с выгрузкой на территории России, то это нарушение, отметил президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов.

Взять на каботаж: перевозчики жалуются на демпинг со стороны конкурентов из КНР

Ассоциация в своем письме попросила Ространснадзор осуществить проверку соблюдения действующего законодательства РФ китайскими перевозчиками. Особо подчеркивается, что серым каботажем занимаются не все международные транспортные компании из КНР, а лишь недобросовестные, нарушающие договоренности двух стран.

Какой вред может нанести серый каботаж

— Китайские перевозчики могут снижать цены за счет выгодных ставок лизинга, цен на технику, национальных льгот и пр. У иностранцев другая налоговая нагрузка, в результате себестоимость логистического процесса у них ниже, — сообщили «Известиям» в департаменте международных перевозок ГК ГЛТ.

В этом российские логисты видят неравноправные условия для бизнеса.

— Конкурентные преимущества у иностранцев в том, что у них нет проблем с запчастями и обновлением транспорта. Они находятся в более выгодном экономическом положении, — сказал «Известиям» директор по транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК» Виталий Скуратов.

По словам директора филиала ILC в Шанхае Андрея Есина, автоматические пункты весового контроля сегодня не штрафуют фуры с китайскими номерами (их нет в российских базах), из-за чего для иностранцев меньше риск заработать многомиллионные штрафы при езде с перегрузом.

Взять на каботаж: перевозчики жалуются на демпинг со стороны конкурентов из КНР

Дополнительные трудности на российских автоперевозчиков накладывает и общая ситуация в экономике.

— К первому кварталу 2025 года себестоимость грузоперевозок в России выросла на 12%, лизинговые платежи поднялись до 27—28%, а затраты на ремонт — на 20%, — рассказал «Известиям» Вадим Филатов со ссылкой на ATI.su.

Покрыть их сложно, так как на рынке существенный дефицит грузов, а средний уровень тарифов снизился на 19,1%, до 52,3 руб. за км. В результате перевозчики уже оказались в предбанкротном состоянии, говорит эксперт. Работать с такими тарифами могут игроки из серой зоны, демпингуя за счет оптимизации налогов и сборов, отмечает участник рынка.

Снижение тарифов за счет недобросовестной конкуренции со стороны иностранцев может привести к уходу с рынка ряда российских перевозчиков, считает он.

В своем письме в правительство ассоциация «АвтоГрузЭкс» просит власти более активно осуществлять мониторинг ситуации с международными автоперевозками в свете риска неравноправной конкуренции со стороны иностранцев.

— Важно выяснить, с какими грузоотправителями в России чаще всего сотрудничают серые каботажники, а затем обратиться в ФНС с просьбой их проверить, — считает Вадим Филатов. — А на транзитных маршрутах важно установить пункты мобильного контроля Ространснадзора.

Взять на каботаж: перевозчики жалуются на демпинг со стороны конкурентов из КНР

В будущем исключить нарушения международных перевозок позволит переход на цифровую площадку «Гослог» с интеграцией со схожими платформами в Китае и Индии, отмечает участник рынка.

В Минтрансе «Известиям» рассказали, что 28 февраля 2025 года принят закон, предусматривающий наказание за неправомерное осуществление иностранцами каботажных автоперевозок. Штраф — от 150 тыс. до 200 тыс. рублей.

Контроль за нарушителями будет вестись в режиме постоянного рейда на стационарных и передвижных пунктах, подчеркивают в Ространснадзоре.

Для контроля международных перевозок и каботажа предполагается ввод в эксплуатацию с 1 сентября 2025 года отдельной информационной системы. Без запуска ее в эксплуатацию контроль за каботажными автоперевозками осуществляться не может, добавили в Минтрансе.

«Известия» направили запросы в правительство РФ и ФТС, а также в посольство КНР и крупным иностранным перевозчикам.

Где работают иностранные транспортники

Если китайские компании занимаются каботажными перевозками, которые разрешены только для стран ЕАЭС, то это связано с недостаточной регуляцией на местах и правовыми лазейками, сказал «Известиям» коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев.

Взять на каботаж: перевозчики жалуются на демпинг со стороны конкурентов из КНР

Иностранцы в рейсах по России снижают цены за счет невысоких затрат на операционные расходы, субсидий от своих правительств или эффективных бизнес-моделей, сообщал участник рынка.

— Агрессивное продвижение и демпинг — особенности менталитета китайских перевозчиков, — отметил Артем Васканян. — Клановость и языковой барьер вносят коррективы в их работу. Зачастую в составе команды лишь несколько водителей владеют русским языком, что создает зависимость остальных от лидера и вынуждает их передвигаться в составе группы. Это в свою очередь затрудняет коммуникацию и контроль за ходом перевозки.

— Если условия для ведения бизнеса останутся прежними, российским компаниям станет сложно противостоять китайским с их доступом к дешевому финансированию и современному транспорту, — считает Артем Васканян.

В зоне интереса зарубежных компаний находятся юго-западное и западное направления (в сторону Белоруссии), южные направления (в сторону Армении), часть Приволжского федерального округа, южный Урал и Сибирь (направления в сторону Казахстана и Киргизии), рассказал «Известиям» директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.

В сложившейся ситуации многие зарубежные компании пытаются осуществлять каботажные перевозки, несмотря на возможные штрафы за каждую незаконную перевозку от 150 тыс. до 200 тыс. рублей, отмечает эксперт.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»