Утиля не хватает: российские производители жалуются на китайские машины
В России может не остаться дешевых иномарок
АвтоВАЗ обратил внимание на конкуренцию со стороны китайских автопроизводителей, которые агрессивно заходят в традиционные для марки Lada рыночные сегменты. В компании предполагают, что размер утилизационного сбора оказался недостаточным. Что думают на этот счет в Минпромторге и о чем предупреждают эксперты — в материале «Известий».
Пробили планку
Китайские марки предлагают скидки, превосходящие размер утильсбора. Такая ситуация, во-первых, приводит к обострению конкуренции с продукцией АвтоВАЗа, а во-вторых, не стимулирует фирмы из КНР начинать выпуск своих автомобилей в России, отмечают в российской компании.
— Многие китайские бренды, осуществляя агрессивную экспансию на российский рынок, начинают «пробивать планку» утильсбора и заходить на традиционные рынки — в фокус-группы, для которых выпускается наша продукция. Прежде всего это автомобиль Lada Vesta, — сказал глава АвтоВАЗа Максим Соколов.
Соколов не впервые говорит о необходимости более жестких мер по защите внутреннего рынка. Это касается не только утилизационного сбора, но и уровня локализации производящихся в России авто- и электромобилей для допуска к программам господдержки и работе в такси. Так, производство китайских автомобилей с низкой локализацией Соколов ранее назвал скрытым импортом.
Неочевидное преимущество
Продажи «Весты» в востребованной версии с автоматической трансмиссией и модернизированным мотором 1,8 начались 11 марта. Цены на седан стартуют от 1,59 млн рублей. Универсал SW Cross стоит уже 1,94 млн рублей и, по мнению представителей АвтоВАЗа, конкурирует с кроссоверами Geely Coolray (2,29 млн рублей), Chery Tiggo 4 Pro (2,22 млн рублей) и Haval Jolion (2,3 млн рублей). С учетом скидок, с которыми продают китайские автомобили, преимущество «Лады» уже не выглядит столь очевидным.
— Если говорить, например, про «Гранту», то АвтоВАЗу можно не опасаться конкуренции со стороны китайцев. По факту это самая доступная модель на рынке. А вот «Веста» по цене уже достаточно близка к китайским моделям. И если рассматривать покупку в кредит, то разница в ежемесячных платежах уже незначительная. Другое дело, что сейчас у АвтоВАЗа нет модели выше «Весты», в то время как китайские компании предлагают машины более высокого уровня, — отметил независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев.
В феврале некоторые марки продолжили снижать цены на отдельные модели и комплектации, установили специалисты сайта «Цена Авто». Причем речь идет не об акциях или спецпредложениях, по которым скидки могли достигать нескольких сотен тысяч рублей, а о рекомендованных розничных ценах (РРЦ).
Например, премиальный кроссовер Hongqi HS5 подешевел на 400 тыс. рублей. Кроссоверы Chery Tiggo 7 Pro Max в комплектации Ultimate потеряли в цене 110 тыс. рублей, а Tiggo 8 Pro Max — 300 тыс. рублей. Не отстает от других и российский «Москвич», модели которого подешевели на 490–630 тыс. рублей.
Эксперты отмечают, что ситуация на рынке в настоящее время разнонаправленная: машины не только дешевеют, но и дорожают. Тем производителям, у кого нет проблем с затовариванием, нет нужды прибегать к демпингу.
Может вырасти вдвое
Главный редактор «За рулем» Максим Кадаков уверен, что повышение утильсбора всё же произойдет и он вырастет вдвое.
— Если проанализировать цены на «Весту» с вариатором и ближайших конкурентов, мы увидим, что цена различается плюс-минус на величину утильсбора. Если утильсбор убрать, то окажется, что эти машины в одной цене с «Вестой». Будем также учитывать, что сейчас на «Весте» нет климат-контроля, ESP, дополнительных подушек безопасности. Если всё это добавить, то цена вырастет. По моим расчетам, которые я публиковал еще летом, идеальный утильсбор был на тот момент 600–700 тыс. рублей, — говорит Кадаков.
При этом повышение утилизационного сбора не решит всех проблем российского автопрома, считает эксперт.
— Если мы поднимем утильсбор до 600–700 тыс. рублей, появятся ли у нас мгновенно комплектующие и почему они должны появиться? Необходима некая дорожная карта: что мы получим в части производства российских комплектующих, — считает Кадаков.
Желание АвтоВАЗа поднять утильсбор крайне негативно отразится на миллионах покупателей и может привести к очередному витку проблем с ввозом машин, заявил вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
— АвтоВАЗ, безусловно, тяжело пережил уход Renault. С этого момента прошло уже почти два года, но при этом компания по-прежнему продолжает «давить на жалость». Основная проблема — в ограниченном модельном ряду и невнятной стратегии и коммуникации с партнерами и клиентами. Тому пример — недавняя ситуация с «Искрой», когда сначала говорят, что модель летом не покажут, а через неделю делают абсолютно противоположное заявление, — считает Сергей Бургазлиев.
Нужно договариваться
В отличие от августовского повышения утильсбора теперь китайские автопроизводители уже не будут «беззубыми», считает Сергей Бургазлиев.
— Уверен, что в отношении утильсбора импортерам, производителям и властям надо договариваться и принимать решения, которые учитывали бы интересы всех сторон. Это может быть более углубленная дифференциация ставок в зависимости от объема мотора. При этом если у государства стоит задача развития отечественного автопрома, то надо учитывать интересы не только АвтоВАЗа, но и других производителей, — считает Бургазлиев.
Внимательно следят за ситуацией
В Министерстве промышленности и торговли РФ пока не планируют повышение утильсбора.
— На сегодняшний день индексация утилизационного сбора на автомобили не рассматривается При этом Минпромторг России внимательно следит за ситуацией на рынке, в том числе по динамике импорта. В зависимости от ее дальнейшего развития могут обсуждаться соответствующие решения, — рассказали «Известиям» в пресс-службе Минпромторга.