«Заблокировать навсегда». Маркетплейсам предложили создать «черный список»
В России обсуждают возможность введения рейтинга покупателей маркетплейсов. Добросовестных пользователей эксперты, опрошенные aif.ru, предлагают поощрять, а непорядочных — наказывать вплоть до полной блокировки возможности что-то купить.
В Федеральном обществе сетевой торговли (ФСОТ) сообщили, что 87% продавцов сталкиваются с невыкупом товаров, их порчей, а также мошенничеством и допрасходами на логистику. В связи с этим ФСОТ предлагает ввести рейтинг покупателей с историей покупок, отслеживая их поведение, пишут «Ведомости».
Как пояснил собственник агентства Prof Commerce по продвижению магазинов на маркетплейсах Дмитрий Спицын, похожая система уже используется другими сервисами, которые знакомы россиянам, например, в приложениях по вызову такси.
«Там ведется внутренний рейтинг, который начисляется как водителям, так и пассажирам, — пояснил он. — Благодаря ему платформы соединяют заказчиков и исполнителей с примерно одним уровнем рейтинга. Именно поэтому многие водители просят поставить им 5 звезд, тем самым поднимая внутреннюю статистику и уровень своего потенциального пассажира».
Что касается аналогичной меры для онлайн-покупателей, эксперт считает, что она может оказаться полезной.
«Часть покупателей начнут задумываться, стоит ли совершать спекулятивные действия, потому что история их аккаунта отслеживается и мониторится, — объяснил он. — А сотрудники ПВЗ будут внимательно относиться к данным покупателям и тщательнее проверять их товары при приемке назад. Данная система не будет приводить к дискриминации покупателей. Возникнет определенный баланс, где покупатель может поставить негативную оценку селлеру, а селлер может поставить негативную оценку покупателю».
Кроме того, добавила экономист, основатель школы по обучению менеджеров маркетплейсов и предприниматель Дана Малкина, это позволит сделать более справедливой конкурентную борьбу.
«Селлеры платят за каждый возврат от покупателя 50 руб., — объяснила она. — Многие конкуренты пользуются этим и заказывают большое количество товара, а потом массово отказываются. Это сильно бьет по карману продавца. Если введут рейтинг для покупателя и будут отслеживать процент выкупа, то это поможет в честной торговле».
При этом, по ее мнению, это вовсе не значит, что покупатели с маленьким рейтингом не смогут ничего купить.
«К примеру, если у покупателя маленький процент выкупа, то он может заказать лишь небольшое количество товаров с постоплатой или же оплачивать возврат за свой счет, чтобы необдуманных покупок было меньше, — подчеркнула эксперт. — Помимо этого, если недобросовестный покупатель испортил товар при примерке и не сообщил об этом менеджеру, можно уменьшать процент скидки или лимит рассрочки, а при подмене товара покупателем на низкокачественный — блокировать доступ к покупке навсегда».
Добросовестных же покупателей можно стимулировать, например, дополнительными скидками и эксклюзивными предложения площадки, считает Малкина.
Однако, отметила доцент кафедры маркетинга и рекламы РАНХиГС при президенте РФ Анна Цветкова, скорее всего, публичность рейтинга покупателя будет восприниматься как вторжение в его личное пространство.
«Главное, чтобы появление таких рейтингов не ущемляло интересы добросовестных людей, — отметила эксперт. — Об этом важно помнить, делая какую-то информацию более открытой и доступной для участников площадки».
По материалам: aif.ru