Авто

Знай свое место: Минтранс предложил ввести парковки для электросамокатов

На дорогах появится инфраструктура для средств индивидуальной мобильности

Знай свое место: Минтранс предложил ввести парковки для электросамокатов

Минтранс разработал изменения в законодательство, предусматривающие создание инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности. Они подразумевают появление специальных дорожек и парковок для электросамокатов. Эксперты неоднозначно оценили эту инициативу. Подробности — в материале «Известий».

Учесть СИМ

Министерство транспорта РФ подготовило проект приказа, который предусматривает создание дорожной инфраструктуры для СИМ. Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Он создан в рамках утвержденной вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным дорожной карты по дополнительному нормативно-правовому регулированию развития средств индивидуальной мобильности (СИМ) и обеспечению безопасности дорожного движения при их использовании. В соответствии с предложениями Минтранса при разработке комплексных схем организации дорожного движения должны «обосновываться решения по развитию инфраструктуры в целях обеспечения движения пешеходов, велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в том числе строительству и обустройству пешеходных переходов, велодорожек и велосипедных полос».

Также проект приказа предполагает при организации дорожного движения учитывать интересы лиц, использующих СИМ, при организации дорожного движения на дорогах общего пользования. В частности, предусмотрено создание и размещение велосипедных и велопешеходных дорожек, велосипедных полос, а также «мест для стоянки велосипедов и средств индивидуальной мобильности».

Знай свое место: Минтранс предложил ввести парковки для электросамокатов

Иными словами, региональным и муниципальным властям необходимо будет предусматривать зоны и дорожки для движения СИМ, а также создавать места для их парковки. Это позволит уменьшить число ситуаций, когда на электросамокатах или моноколесах катаются по проезжей части или по тротуарам, мешая водителям и пешеходам. А создание отдельных мест для парковки СИМ должно избавить города от таких устройств (в первую очередь взятых напрокат), как попало брошенных на тротуарах и газонах.

В случае введения ограничений или запретов при проведении ремонтных или строительных работ, согласно подготовленному Минтрансом документу, необходимо будет создавать проекты по изменению движения не только автомобилей и пешеходов, но и СИМ. Это также позволит избежать конфликтов между автомобилистами, пешеходами и водителями электросамокатов, когда последние вынуждены объезжать место ремонта по дороге или тротуару.

Электросамокатов становится больше

Как следует из пояснительной записки, начиная с 2020 года общее количество СИМ в России увеличилось в пять раз, а количество поездок с использованием арендованных электросамокатов выросло в 20 раз. По оценкам Минтранса, в общей сложности в России эксплуатируется более 750 тыс. различных средств индивидуальной мобильности. Столь бурный рост нового вида транспорта не мог не сказаться на аварийности.

Знай свое место: Минтранс предложил ввести парковки для электросамокатов

В ведомстве, со ссылкой на данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, отмечают, что если в 2020 году в стране было зафиксировано 331 ДТП с участием СИМ, то в 2021-м их число выросло более чем в два раза — до 672 происшествий. Итогом 2022 года стала 941 авария с СИМ, а за девять месяцев прошлого года число таких инцидентов выросло до 2647. Увеличивается и смертность: если в 2020 году из-за СИМ погибли шесть человек, что в 2022 году жертвами таких происшествий стали уже 19 человек, а за три квартала прошлого года 31 человек.

Разработанный проект приказа «позволит обеспечить развитие инфраструктуры для СИМ и улучшить качество условий для их движения на дорогах и улицах, что повысит безопасность и эффективность дорожного движения», отмечается в пояснительной записке к документу.

Останется на бумаге

Инициатива Минтранса вряд ли сможет изменить ситуацию с аварийностью СИМ и улучшить условия для этих участников дорожного движения, считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. По его мнению, в первую очередь нужно решить вопрос с регистрацией этих устройств, а также с ответственностью за нарушения ПДД для их водителей.

Знай свое место: Минтранс предложил ввести парковки для электросамокатов

— Безусловно, будет неплохо, если в городах появятся отдельные дорожки для движения электросамокатов, однако не за счет сужения автомобильных дорог и отказа от парковочных мест. Весь вопрос в том, будут ли водители СИМ передвигаться по ним или по-прежнему продолжат сновать между пешеходами на тротуарах и автомобилями на проезжей части. Прежде всего необходимо решить вопрос с регистрацией этой техники, чтобы нарушителей можно было привлечь к ответственности на основе данных с камер фиксации нарушений ПДД. Автоинспекторов, которые бы могли контролировать электросамокатчиков, около каждого столба не поставишь, — заявил он «Известиям».

Похожая картина складывается и с парковками СИМ, считает вице-президент НАС. По его словам, операторы кикшеринга уже ввели собственные внутренние штрафы для пользователей, оставляющих прокатные электросамокаты в неположенном месте. Что касается водителей на личных СИМ (прежде всего курьеров на электровелосипедах), то в отсутствие должного контроля они продолжат бросать их, где им удобно.

Антон Шапарин напомнил, что прошлой весной депутатами совместно с НАС были разработаны законопроекты, предусматривающие регистрацию СИМ через сервис «Госуслуги», а также детально прописывающие ответственность для водителей СИМ за нарушения ПДД. Однако эти документы получили отрицательный отзыв правительства, отметил он.

— В итоге к открытию нового сезона использования СИМ мы приходим с теми же нерешенными вопросами, что были в прошлом и позапрошлом годах. А с учетом увеличения числа такой техники на улицах городов проблем с СИМ будет только больше, — полагает вице-президент НАС.

Первым делом — инфраструктура

Иной точки зрения придерживается член Общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто. По его мнению, именно создание соответствующей инфраструктуры является первоочередной задачей для решения вопросов, связанных с СИМ.

Знай свое место: Минтранс предложил ввести парковки для электросамокатов

— Я уверен, что большая часть водителей электросамокатов едет по тротуарам или проезжей части не потому, что им так хочется, а потому что им просто больше негде ехать. Отсюда и конфликтные ситуации как с автомобилистами, так и с пешеходами, — заявил он «Известиям».

По мнению эксперта, предложения Минтранса могут стать фундаментом для создания единых стандартов для организации дорожного движения с учетом СИМ.

— Насколько я знаю, эти требования планируется закрепить в градостроительных нормах. Это позволит комплексно подходить к дорожному движению. Строится новый микрорайон — застройщик должен будет предусмотреть соответствующую инфраструктуру для СИМ. Благоустраивается или реконструируется та или иная улица — в проекте также должны быть дорожки и парковки для электросамокатов. От этого выиграют и автомобилисты, и пешеходы, и водители СИМ, — уверен Игорь Моржаретто.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»